Я хочу стать электронным музыкантом. Что для этого нужно? Рассказывает музыкант и преподаватель Антон Маскелиаде
1.
Электронная музыка — это та, под которую танцуют?
2.
А чем сочинение электронной музыки отличается от сочинения обычной? Ее обязательно играть на синтезаторе?
3.
Хорошо! Я уже хочу делать электронную музыку. С чего начать?
4.
А если мне нужен более серьезный подход?
5.
Кстати, нужно знать ноты и музыкальную теорию? А играть на других инструментах?
6.
Чтобы писать крутую музыку, нужно иметь много дорогого оборудования и большую профессиональную студию?
7.
Но я все-таки хочу купить какие-нибудь дополнительные девайсы!
8.
А я вообще смогу научиться этому всему в одиночку?
9.
Что, если мне больше тридцати. Начинать уже поздно?
10.
Я уже начал делать музыку. Как понять, хорошо ли у меня получается?
11.
Как рассказать о своей музыке людям?
12.
Я не могу закончить ни один трек. Что делать?
Электронная музыка — это та, под которую танцуют?
Электронная музыка бывает танцевальной, академической, экспериментальной, авангардной, интеллектуальной, легкой, атмосферной, меняющей течение времени и ломающей мозг. Жанровые градации уже давно устарели, почти каждая группа сегодня сочетает совершенно непохожие друг на друга музыкальные направления, и в этом вся красота.
А чем сочинение электронной музыки отличается от сочинения обычной? Ее обязательно играть на синтезаторе?
Обычно, чтобы сочинить музыку, нужно ее написать; потом собрать ансамбль, раздать ноты и долго репетировать. Каждый инструмент — это отдельный музыкант, найти и синхронизировать их сложно и дорого.
Электронная музыка — это когда все «музыканты» собраны в одном месте, то есть в компьютере. Занимаясь электронной музыкой, вы можете за один вечер на кухне придумать аранжировку, подобрать звуки и свести их так, чтобы все звучало нормально, а уже на следующий день — сыграть эту композицию в клубе. Сегодня электронный музыкант — самая независимая фигура, которая может самостоятельно делать все: от создания первых аккордов до исполнения сложнейших композиций со своего ноутбука.
Для этого ничего не нужно зубрить — для начала достаточно разобраться в музыкальной программе и начать делать треки.
Скрип стула, шелест бумаги, шум дороги за окном, тарахтение холодильника или кошачье мяуканье — все эти звуки могут стать основой для вашей композиции. Электронная музыка состоит из любых звуков, которые можно закинуть в компьютер, — из них вы составляете ритм, басовую партию или мелодию. При этом звуки синтезаторов, ритм-машин и целых оркестров (а еще тысячи разных способов их генерировать и обрабатывать) легко помещаются в одной компьютерной программе.
Немного об истории синтезаторов
Синтезатор — это устройство вроде радиоприемника или телевизора. В нем электричество «течет» из одного блока в другой, проходит несколько стадий обработки и идет в колонки, превращаясь в звук.
Одним из первых электронных музыкальных инструментов, который можно назвать отцом синтезатора, был терменвокс Льва Термена (создан в 1920 году). На нем можно играть, не касаясь деталей.
Лев Термен играет на терменвоксе
Андрей Кочуров
В 1970 году появился небольшой синтезатор Minimoog, который открыл электронику для популярной музыки, — он был довольно недорогим и легким, группы могли взять его с собой в тур. Тогда синтезаторы использовали почти все: и The Beatles, и Боб Марли, и, конечно, Kraftwerk. Все музыканты начали искать новые необычные тембры. В 1990-х на компьютерах появились первые доступные музыкальные программы, а позже почти все аналоговые синтезаторы оказались виртуальными. Сегодня их звучание в компьютерных программах стало таким качественным, что его можно не отличить от оригинального.
The Beatles «Here Comes The Sun» (Isolated Strings and Moog)
Ja Krispy
Еще лучше понять устройство синтезатора поможет сайт Learning Synths. Там же можно создать свой инструмент прямо в браузере.
Электронная музыка — это не только танцевальные хиты и механические ритмы с холодными синтезаторами. Бывает, что ее полностью играют на ритм-машине или на айпаде. Она может быть легкой, с использованием этнических инструментов или же сломанной — со стрекочущими сбивчивыми ритмами и звуком оркестра. Она бывает стадионной и роковой и может объединять целые поколения (например, детей 1990-х).
Есть миф, что электронная музыка — ненастоящая, потому что она совсем не похожа на живую виолончель или фортепиано. Все искусственно! Но синтезатор может создавать совершенно разные звуки — и его свобода гораздо шире, чем у любого акустического инструмента. На синтезаторе можно создать скрипку или флейту, трактор или лазерный луч, голос инопланетянина или сердцебиение. И еще бесконечное количество звуков, которых нет в природе. При этом играть на синтезаторе живьем можно так же эффектно, как и на любом акустическом инструменте.
Хорошо! Я уже хочу делать электронную музыку. С чего начать?
Например, зайдите на сайт Ableton и прямо в браузере попробуйте создать свой трек. Здесь же можно легко разобраться в ритме, аккордах, мелодии, структуре песни и работе секвенсора. Если эта задача вам кажется слишком сложной, тогда переходите сразу сюда, нажимайте «Play» и попробуйте создать партии для каждого инструмента. А еще можно нарисовать свой ритм на сайте Groove Pizza и потом использовать его в других программах.
Самое приятное заключается в том, что уже после первого своего наброска вы начнете слушать всю музыку по-другому. Увидите и почувствуете, из чего она состоит. Сядьте в кресло, включите любимую песню, закройте глаза и внимательно ее послушайте. Из чего она сделана? Какие инструменты здесь играют? В начале своего пути, скорее всего, вы будете неосознанно копировать любимую музыку — это нормально. Попробуйте перенести некоторые приемы на свои первые треки.
Разберитесь с элементарной теорией, например на Lightnote. Еще можно записаться на фортепиано или гитару к хорошему педагогу. Если у вас есть друг-музыкант, попросите его направлять вас на старте, предложите оценить ваши звуки и аранжировки — это поможет не опустить руки, когда будет сложно.
Слушайте много другой, неизвестной вам музыки, даже ту, которую вы плохо понимаете. Скоро вы поймете, что музыка может быть абсолютно разной. Писать свое в тысячу раз легче, когда знаешь, что можно все. За новой классной музыкой можно следить, например, на Pitchfork.
А если мне нужен более серьезный подход?
В первую очередь вам понадобится программа для создания музыки. Например, Ableton — в ней работают крутые музыканты Deadmau5, Jon Hopkins, Four Tet, Imagine Dragons и многие другие. У Ableton гибкий и интуитивно понятный интерфейс, а еще она позволяет выступать живьем. Бесплатную 30-дневную версию можно скачать на официальном сайте. Но есть и другие программы — разница между ними небольшая, это дело привычки.
Напойте мелодию, которая играет у вас в голове, запишите ее прямо в компьютер или на телефон. Ableton сможет в два клика превратить этот голос в ноты, а потом их же в звук органа — и получится крутая органная партия. Таким же образом можно написать целую аранжировку.
Еще можно создать партию инструмента из любых бесплатных звуков или скачать готовые звуковые петли, которые создали другие музыканты. Их можно найти на splice.com или sounds.com.
Начните тренировать слух в игре SoundGym или через iZotope. Набейте грувовый бит на Melodics. Изучите устройство поп-хитов на HookTheory. Способов создавать электронную музыку очень много, и среди них нет одного правильного или неправильного. Выбирайте то, что нравится вам больше всего.
Кстати, нужно знать ноты и музыкальную теорию? А играть на других инструментах?
Музыкальную теорию можно знать, но это не обязательно. Проведем аналогию: музыкальная теория похожа на онлайн-карты. Иногда, следуя им, можно быстро обойти все достопримечательности кратчайшим путем. Но если карты отключить и пойти гулять по городу без них, можно набрести на неизвестные переулки, увидеть необычные фасады, местные уютные кафе и еще много неожиданного. Так и с музыкальной теорией — с ней у вас чуть больше техники, но без нее вы все равно сможете сочинять от сердца.
Играть красивые аккорды можно и без знаний сольфеджио. Но лучше, чтобы у вас был клавишный контроллер — подойдет любой бюджетный, например Akai или Arturia. Чудеса начинаются, когда вы нажимаете на клавиши, поэтому важен инструмент-проводник. С мышкой эту магию передать сложнее, но тоже можно.
Чтобы писать крутую музыку, нужно иметь много дорогого оборудования и большую профессиональную студию?
Вовсе нет. Вот так, например, выглядит студия одного из самых заметных электронщиков в мире — Four Tet. Всего две колонки, ноутбук, недорогой контроллер и звуковая карта.
А вот солист Imagine Dragons делает новый трек у себя на кухне:
Dan Reynolds from Imagine Dragons Making Music on Twitch | 1
IMAGINE DRAGONS LIVE
Дорогое оборудование, синтезаторы и прочие музыкальные игрушки нужны для поиска вдохновения. Новый девайс может подтолкнуть к написанию целого альбома, а может и нет. Многие тембры дорогих синтезаторов можно воссоздать в бесплатных виртуальных аналогах, идущих в комплекте с программой (например, Ableton, Reason). А людям, которые будут слушать вашу музыку, скорее всего, будет все равно, как и на чем вы ее написали. Чтобы делать хорошую музыку, хватит компьютера, с которого вы сейчас читаете этот текст.
Но я все-таки хочу купить какие-нибудь дополнительные девайсы!
Если вы загорелись этой идеей, вам пригодится бюджетный контроллер (около 100 долларов) и хорошие наушники (тоже от 100 долларов), чтобы слышать музыку в полном разрешении и без искажений. Это важно и для удовольствия, и для того, чтобы ваш трек хорошо звучал и в дорогих колонках, и в наушниках-капельках. Так вы услышите все нюансы и лучше подружите звуки друг с другом.
А я вообще смогу научиться этому всему в одиночку?
Конечно. Все зависит от вас, главное — начать. Иногда помогают четкие дедлайны, некоторым легче писать музыку ночью.
Но можно найти сообщника или сообщницу, начинать вдвоем будет не так страшно. Найдите напарника, который тоже хочет создавать музыку, у которого вы можете чему-то научиться. Команда есть даже у сольных артистов, потому что без поддержки действительно бывает сложно.
Творчество — это побежденный внутренний критик. Так что держитесь рядом с людьми, которые могут похвалить вас и ваши треки. Иногда, чтобы закончить композицию или альбом, музыкантам просто не хватает одного одобрительного слова. Пусть вокруг вас их будет много.
Что, если мне больше тридцати. Начинать уже поздно?
Нет! Музыкальное творчество может быть каким угодно, не обязательно становиться профессионалом и зарабатывать этим. Музыку можно писать для совершенно разных целей: для любимого человека, домашней вечеринки, озвучки видеоролика или игры. Вы можете сделать кавер любимой группы, записать свой первый альбом или сказать что-то миру. Музыка может стать даже терапией — в творческом процессе или в коллаборации с другими музыкантами вы просто чувствуете себя лучше. А еще это инструмент, который объединяет разных людей. В общем, музыка — это простой способ почувствовать себя немного счастливее.
LCD Soundsystem «american dream»
LCDSoundsystemVEVO
Но если вы подумываете о музыкальной карьере, знайте, что группа LCD Soundsystem стала известной, когда фронтмену Джеймсу Мерфи было 35. Леонард Коэн выпустил свой первый альбом в 33. Солист The Flaming Lips Уэйн Койн стал заметным в 32. Дебби Харри из Blondie — в 33. Солист The National Мэтт Бернингер — в 34.
Я уже начал делать музыку. Как понять, хорошо ли у меня получается?
Следите за собой — если улыбаетесь или качаете ногой, значит, все идет хорошо. Возьмите за правило слушать свою композицию со стороны, то есть включить трек и отойти от компьютера. Внимание переключится на слух, и вы сразу поймете, что в треке работает, а что — нет. Попросите у друзей поддержки. Будьте готовы к тому, что вначале у всех получается не так, как хотелось, — и это нормально. Главное — не останавливаться и двигаться дальше.
Помните, что с каждым новым треком вы становитесь чуть круче. Сравнивайте себя не со звездами электронной сцены, а с собой вчерашним. Так вы всегда будете выигрывать.
Как рассказать о своей музыке людям?
Заканчивайте треки, выпускайте их, рассказывайте о них — заведите соцсети проекта и регулярно ведите их.
Придумайте себе образ, сегодня артист — это часто не только музыка, но и все, что он создает вокруг нее. Это помогает людям зацепиться за музыканта, начать ассоциировать себя с ним.
Рассказывайте о своих новых треках пабликам «ВКонтакте» (например, «Motherland», «Родному Звуку», «Стороне» или любому тематическому сообществу с похожей музыкой) — так вы обретете первых слушателей. Рассказывайте о своей музыке друзьям и не стесняйтесь попросить их репостнуть и лайкнуть ваши записи.
Можно выкладывать треки на Soundcloud, Bandcamp или в iTunes, чтобы ваша музыка стала доступной для всех. Сейчас для того не нужен лейбл — за 50 долларов ваш трек или альбом может оказаться на всех цифровых витринах в мире. Есть популярные сервисы дистрибуции, например TuneCore, CDBaby. Выбрать подходящий можно с помощью этой сравнительной таблицы.
После того как у вас наберется дюжина треков, можно начать играть концерты. Ходите и на чужие выступления — знакомьтесь с музыкантами, которые делают похожую музыку. Возможно, через какое-то время вас заметят, позовут сыграть с другой группой, а потом и выступить на каком-нибудь фестивале. Главное, не переставать заниматься музыкой и рассказывать о ней.
Если же для вас это тяжело и страшно, наймите менеджера — а сами спокойно занимайтесь творчеством.
Я не могу закончить ни один трек. Что делать?
Ваша музыка не должна звучать «идеально», главное, чтобы она передавала вашу идею. Помните, что гонка за качеством звука — это прекрасная ловушка для прокрастинаторов, так можно откладывать релиз вечно. Особенно в самом начале пути.
Поставьте себе четкую цель. Например, вот вам дедлайн — 16 сентября. Пришлите в этот день ваш трек в нашу школу (почта —maskeliade.school@gmail.com), в теме письма напишите «фидбек». Мы послушаем и дадим обратную связь!