Украинские православные хотят отделиться от РПЦ. Что это означает?
1.
Что случилось?
2.
Разве православные на территории Украины не едины?
3.
Что такое «каноничная церковь»?
4.
Почему на Украине три Церкви? Как это получилось?
5.
А кто вообще главный в православии?
6.
Равны ли патриархи между собой?
7.
Почему церкви на Украине решили объединяться?
8.
Должны ли границы поместных церквей совпадать с государственными?
9.
Как церковные каноны описывают создание новой поместной церкви?
10.
Как может выглядеть объединение украинских православных в одной юрисдикции?
11.
Как к возможному объединению относятся в РПЦ?
12.
Что будет, если украинские церкви действительно присоединятся к Константинопольскому патриархату?
Что случилось?
Синод Украинской православной Церкви Киевского патриархата 18 июня решил созвать объединительный собор, который должен пройти в ближайшее время. Цель этого собора — провозгласить создание единой Украинской православной Церкви. Сейчас большинство приходов в стране принадлежит Московскому патриархату. В случае создания новой украинской Церкви, они могут перейти к ней. Перспективы пока оценивать сложно, если процесс и начнется, то явно займет много времени. «Медуза» попросила филолога и публициста Андрея Десницкого объяснить, что к чему.
Разве православные на территории Украины не едины?
Нет. Большинство принадлежит Украинской православной Церкви Московского патриархата (УПЦ МП). Это автономная часть Русской православной Церкви во главе с патриархом Кириллом. УПЦ МП самостоятельна во внутренних делах, но все-таки подчиняется Москве. Кроме того, на территории страны есть Украинская православная церковь Киевского патриархата (УПЦ КП) — она ни от кого не зависит, но в православном мире считается неканоничной (не соответствует древним церковным канонам). И еще есть совсем небольшая Украинская автокефальная православная церковь (УАПЦ). Автокефальная — значит «независимая». УАПЦ тоже не считается каноничной.
Что такое «каноничная церковь»?
Это аналог слова «легитимный». «Каноничная церковь» соответствует церковным канонам и признается остальными православными церквями. С точки зрения Московского патриархата, Киевский патриархат — неканоничная юрисдикция, что-то вроде «самопровозглашенной республики», поэтому дела с ней иметь нельзя.
Почему на Украине три Церкви? Как это получилось?
Как обычно в подобных случаях, причиной разделения стала политика и борьба за власть. УАПЦ возникла вскоре после революции 1917 года и сохранялась среди украинских эмигрантов в Америке и Канаде. История возникновения УПЦ КП описывается очень по-разному в зависимости от отношения к ней. Если вкратце, дело было так: митрополит Киевский Филарет был в 1990 году главным кандидатом на освободившуюся кафедру патриарха Московского, но на соборе выбран был не он, а будущий патриарх Алексий II. В это же время украинская часть приходов РПЦ получила широкую автономию, но некоторым украинским православным этого было недостаточно. Они провозгласили создание УПЦ КП, ее предстоятелем был избран Филарет, который и по сей день занимает этот пост.
А кто вообще главный в православии?
С точки зрения православного богословия, глава церкви — Иисус Христос. На земле не существует такого человека, который руководил бы всеми православными, как папа римский — католиками. Православие скорее похоже на конфедерацию поместных церквей, каждая из которых вполне независима. Они могут управляться по-разному, но в большинстве случаев у поместной церкви есть предстоятель (самый главный епископ), он обычно носит титул патриарха.
Равны ли патриархи между собой?
И да, и нет. Они не подчиняются друг другу, но в то же время патриархи обязательно упоминаются в определенном порядке, начиная с самого почетного: Константинопольский, Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский, Московский, Грузинский, Сербский, Румынский и Болгарский. При этом Кипрская, Элладская (греческая), Албанская, Польская, Чехословацкая и Американская православные Церкви своих патриархов не имеют и управляются митрополитами, архиепископами или коллективным синодом.
Почему церкви на Украине решили объединяться?
Главная причина — конфликт с Россией. В нынешних условиях многие православные, посещавшие храмы УПЦ МП, больше не хотят ходить в «московскую» церковь. Часть из них просто переходит в Киевский патриархат, но для многих, особенно среди священников, важно принадлежать именно к каноничной церковной структуре хотя бы для того, чтобы их признавали за православных священнослужителей во всем остальном мире. Но дело не только в конфликте: в стране складывается гражданская нация, и потому есть запрос на национальную церковь. К тому же спустя четверть века после создания Киевского патриархата стала очевидной абсурдность этого разделения.
Должны ли границы поместных церквей совпадать с государственными?
Совершенно необязательно. Обычно каноническая территория одной поместной церкви включает в себя одно или несколько государств, которые расположены рядом и близки друг другу по культуре. Но ситуация, когда на территории страны есть несколько юрисдикций, обычна для США и других стран, где православные не составляют исторического большинства.
Как церковные каноны описывают создание новой поместной церкви?
Никак. В древности было пять патриархатов: Римский, Константинопольский, Иерусалимский, Александрийский, Антиохийский. Остальные поместные церкви обычно возникали путем «сепаратизма», который затем признавался остальным православным миром. В конце XVI века именно так стала автокефальной (независимой) и Русская церковь. Как правило, главное требование — согласие «церкви-матери», от которой отделяется новая поместная церковь. Но и оно еще ничего не гарантирует: Православная Церковь в Америке (ПЦА) отделилась от РПЦ при полном ее согласии в 1970 году, но греческие церкви по-прежнему ее не признают, считая частью РПЦ. Эти признания, как правило, зависят от политических раскладов.
Как может выглядеть объединение украинских православных в одной юрисдикции?
УПЦ Московского патриархата не хочет войти в состав Киевского патриархата, а тот не хочет сливаться с Московским. Как им соединиться, да еще чтобы в результате получилась каноничная церковь? Единственный реалистичный сценарий — присоединение обеих юрисдикций к некоей третьей, нейтральной, чья каноничность несомненна. Константинопольский патриархат выглядит идеальным посредником-объединителем. Во-первых, Константинополю подчинялись православные епархии на территории нынешней Украины до того, как эти земли вошли в состав Московского государства. Во-вторых, хотя у православных нет своего папы римского, но именно Константинопольский патриархат обладает «первенством чести». С этим, кстати, связаны его давние споры с Москвой: Константинополь считает себя своего рода верховным арбитром, который может разрешать все споры между поместными церквами, а Москва отказывается признавать за ним эту роль, полагая, что традиционное первое место в списке не дает Константинополю никаких реальных преимуществ.
Как к возможному объединению относятся в РПЦ?
Резко отрицательно. По сути, речь идет о том, что огромная часть епархий, приходов и верующих УПЦ МП, которые сейчас принадлежат к РПЦ, пусть для многих — формально, станут совершенно независимыми от нее. Если они перейдут к Константинополю, резко изменится соотношение сил среди поместных православных церквей. К тому же возникнет, как и в политической сфере, ситуация «альтернативной Руси»: каноническая православная юрисдикция с тем же прошлым и такими же верующими, которая, возможно, пойдет несколько иным путем, чем Московский патриархат. Ведь принятый сегодня в МП стиль управления нравится не всем и порой вызывает обвинения в авторитарности и угодничестве перед государственной властью. Но роль РПЦ МП во всем происходящем пока скорее пассивна, а проблемы, стоящие перед самими украинскими православными, очень серьезны: вопрос о разделе власти всегда становится в таких делах главным препятствием. Состоится ли это объединение, сказать пока трудно.
Что будет, если украинские церкви действительно присоединятся к Константинопольскому патриархату?
Детали пока неизвестны, но Московский патриархат наверняка не признает новую церковь, и часть приходов останется за Москвой. Ее отношения с Константинополем обострятся, и конфликт растянется не на один год.