Что такое IMAX? И чем это отличается от обычного кино?
1.
Объясните сначала в двух словах, что это вообще такое?
2.
Как картинка получается более яркой?
3.
Откуда эта технология взялась? Она новая?
4.
То есть я плачу за яркость и большое изображение?
5.
Но ведь от 3D эффект присутствия выше!
6.
Фильмы для IMAX до сих пор снимают на пленку?
7.
Получается, что угодно можно посмотреть в IMAX?
8.
Российские фильмы в IMAX тоже есть?
9.
И что, в России много кинотеатров с IMAX?
Объясните сначала в двух словах, что это вообще такое?
Если очень коротко, IMAX — общее название для форматов съемки, обработки и показа фильмов. С их помощью изображение получается очень ярким и контрастным, а фильм — зрелищным. Отсюда и название — это сокращение от Image Maximum, то есть «максимальное изображение». Для IMAX нужно особенное оборудование: не только для записи и обработки картинки, но еще для показа фильма в кинотеатре. Эти карточки мы сделали вместе с компанией IMAX — в них мы расскажем, из чего состоит технология и зачем снимают кино именно в этом формате.
Как картинка получается более яркой?
Несколькими способами. Как мы уже сказали, IMAX — это собирательное название для нескольких технологий. Причем они постоянно меняются и развиваются. Во-первых, съемка — для нее используют сверхмощные (и, конечно, очень дорогие) запатентованные камеры. Во-вторых, обработка — технология IMAX DMR (она тоже запатентована) позволяет сделать изображение более ярким и четким, даже если фильм не был снят на IMAX-камеру. Видны будут даже мельчайшие детали, а цвета становятся насыщеннее, причем буквально: например, черный в IMAX действительно становится чернее. В-третьих, кинопоказ — фильмы транслируют с помощью сразу двух мощных проекторов: один дополняет другой так, чтобы во всех частях экрана была одинаково контрастная картинка. А еще большая: изображение в IMAX на 26% больше, чем в обычных кинозалах.
Откуда эта технология взялась? Она новая?
Нет. На самом деле ее прототипы начали появляться еще в шестидесятые годы прошлого века. Тогда в СССР разработали технологию «Стерео-70» на основе широкоформатной 70-миллиметровой пленки. Изображение на ней получается больше, чем на классической 35-миллиметровой. Примерно в это же время канадцы Грэм Фергюсон, Роберт Керр, Уильям Шоу и Роман Кройтор придумали систему Multiscreen с несколькими экранами и проекторами. У них получилось не очень удачно, но несколько лет спустя им удалось сделать более совершенную (и коммерчески успешную) систему, которая использовала всего один экран и один проектор, а также ту самую 70-миллиметровую пленку. Так и появился IMAX.
То есть я плачу за яркость и большое изображение?
Нет, не только. Хотя большой экран и яркое изображение — это действительно главные отличительные черты технологии IMAX. Залы для IMAX значительно отличаются от стандартных кинозалов. Экран во всю стену покрыт специальным напылением с частицами серебра, и он не просто больше обычного — его края выходят за границы поля зрения зрителей. При этом картинка заполняет весь экран от потолка до пола: так изображение получается на 26% больше, чем в стандартных кинозалах. Еще одна особенность — звук. IMAX производит собственные колонки — они очень мощные. Динамики установлены по всему кинозалу на равном расстоянии друг от друга, чтобы получить объемный звук. Благодаря этому уровень громкости одинаковый, где бы вы ни сидели — впереди, в середине или на последнем ряду. В IMAX говорят, что аудиодорожку можно прочувствовать буквально всем телом. Все это нужно для создания максимального эффекта погружения в происходящее на экране.
Но ведь от 3D эффект присутствия выше!
Конечно, и в IMAX 3D тоже есть — фильмы для него снимают специальными сдвоенными кинокамерами (для левого и правого глаза отдельно). Когда их проектируют, учитывают среднее расстояние между зрачками взрослого человека. Полученное изображение показывают в кино с помощью знакомой вам технологии стереопары — то есть зрители смотрят фильм в 3D-очках. Чтобы оба проектора выдавали картинку без искажений, в IMAX разработали программу: например, она замеряет уровни яркости обоих проекторов и регулирует их так, чтобы они были одинаковыми. Так получается еще более «глубокий» и реалистичный 3D.
Фильмы для IMAX до сих пор снимают на пленку?
Некоторые — да, но далеко не все. Например, «Дюнкерк» и «Интерстеллар» частично сняты на 70-миллиметровую IMAX-пленку — режиссер Кристофер Нолан вообще большой поклонник формата IMAX и камер компании. Есть и цифровой IMAX — это относительно новая технология. В ней используют другие камеры — не такие громоздкие и сложные в управлении. Технологию создавали вместе с германской компанией ARRI, которая занимается производством оборудования для киносъемок. «Мстители: Война бесконечности» и следующая часть, «Мстители: Финал», которая выйдет в 2019-м, уже целиком сняты именно на такие цифровые камеры. Это, кстати, первый подобный случай в истории Голливуда. Чаще всего фильмы для IMAX специально не снимают, а переводят их в этот формат потом, выбирая для съемок на камеры IMAX лишь самые зрелищные части фильма. Первой картиной, которую полностью конвертировали в формат IMAX, стал «Аполлон-13» в 1995 году. Процесс занял целых три месяца. Современные технологии позволяют сократить срок до трех недель.
Получается, что угодно можно посмотреть в IMAX?
Нет. Лишь часть фильмов из проката можно посмотреть в этом формате: как правило, это блокбастеры и особенно зрелищные фильмы. Например, в 2018 году в IMAX показывали «Мир Юрского периода 2», «Тихоокеанский рубеж 2», «Черную Пантеру», «Первому игроку приготовиться», «Веном» и «Богемскую рапсодию» (это, конечно, не полный список). Вообще, долгое время на IMAX-камеры снимали в основном короткие образовательные и научно-популярные фильмы про природу и космос. Например, — «Галапагосы», «Рожденные на воле» и «Миссия на мир». Всего в коллекции IMAX больше 150 документальных фильмов. В 2000-е на технологию обратил внимание Голливуд, и в IMAX конвертировали две части «Матрицы», а еще несколько фильмов про Гарри Поттера. С тех пор это стало индустриальным стандартом: каждый год выходит несколько блокбастеров, частично или полностью снятых на пленочные или цифровые IMAX-камеры.
Российские фильмы в IMAX тоже есть?
Есть. В конце декабря в прокате появится очередная российская картина, которую покажут в IMAX. Это военная драма «Т-34» Алексея Сидорова. А в 2019 году в IMAX выйдет фильм «Тайна печати дракона» Олега Степченко, которую снимали в сотрудничестве с Китаем. Еще в этом формате можно будет посмотреть новый фильм Федора Бондарчука — картина о путешественнике Федоре Конюхове называется «Повелитель ветра» и, скорее всего, выйдет не раньше 2021 года. До этого в IMAX показывали российские фильмы «Сталинград», «Экипаж», «Дуэлянт», «Салют-7» и «Притяжение».
И что, в России много кинотеатров с IMAX?
Достаточно. Кинозалы есть по всей стране: первый открылся в 2003 году в Москве, а теперь их больше 50. Например, в ноябре открылся IMAX-кинотеатр в Ростове-на-Дону, скоро еще один начнет работу во Владивостоке. А в московских кинотеатрах «Формула Кино на Кутузовском» и «Киномакс-Титан» на Каширском шоссе используют новую технологию — фильмы там показывают с помощью лазерных IMAX-проекторов, которые изобрели всего несколько лет назад.
Посмотреть список российских IMAX-кинотеатров — не только в Москве, но и в других городах — можно здесь. Там же можно узнать о фильмах, которые показывают в этом формате — не только в 2D, но и в 3D. А на билеты есть скидки: например, для студентов, школьников и пенсионеров.