Подкастов стало так много, что выбрать лучшие ну о-о-очень сложно Вот те, которые мы сами слушали в 2020 году. Их 12 — хватит на все выходные
«Медуза» традиционно готовит подборку лучших подкастов на русском и английском языках — чтобы подвести итоги года и помочь вам сориентироваться в колоссальном потоке аудиоконтента. Скажем честно: в этот раз нам самим было сложно выбирать. «В интернете сплошные подкасты!» — восклицали мы год назад. Но спустя 12 месяцев их стало еще больше. Поэтому мы не будем делать вид, что хорошо изучили сотни новинок, а просто расскажем о тех подкастах 2020-го, которые регулярно слушали сами. Мы — это люди, которые работают в студии подкастов «Медузы»: нас зовут Александр Садиков, Анна Чесова, Анна Коваленко и Алексей Юртаев. Каждый из нас выбрал по три своих любимых подкаста, появившихся в 2020 году, — и рассказал, чем они так хороши. Бонус: еще четыре коротких списка новых подкастов по разным темам — для тех, кому покажется мало.
Выбор шеф-продюсера студии подкастов Александра Садикова
«Люди гибнут за „Спартак“»
Подкаст шеф-редактора Sports.ru Влада Воронина и историка Сергея Бондаренко о деле основателя футбольного «Спартака» Николая Старостина и трех его братьев, которые играли в команде. Футболистов арестовали в 1942-м и после долгого следствия приговорили к десяти годам по обвинениям во взятках, хищениях и антисоветской агитации. Сюжет подкаста из пяти эпизодов строится вокруг деталей этого уголовного дела, первые тома которого ФСБ рассекретила только в 2018-м.
«Люди гибнут за „Спартак“» — это подкаст не столько о спорте (хотя и о нем, конечно, тоже), сколько о людях, попавших под беспощадную машину советского следствия. Безысходность и сюрреализм происходящего достигает пика в третьем эпизоде под названием «Арест братьев Старостиных». Авторам удается серьезно и беспристрастно, насколько это возможно, разобраться во всех аспектах обвинения — и в политическом, и в экономическом. А заодно поставить точку в вопросе, который мучил многих любителей футбола: украли ли Старостины вагон мануфактуры из Иваново на самом деле?
Floodlines
Подкаст американского издания The Atlantic об урагане «Катрина», который обрушился летом 2005 года на юго-восточное побережье США и стал одним из самых разрушительных ураганов в истории страны. Сильнее всего пострадал Новый Орлеан, и именно хроника катастрофы в этом городе легла в основу проекта.
Floodlines дает максимально детальное описание событий августа 2005 года, переданное через десятки свидетельств очевидцев и пострадавших. Результат этой кропотливой журналисткой и продюсерской работы — материал оглушительной эмоциональной силы. Стоит выделить эпизод «Through the Looking Glass», в котором авторы сопоставляют телевизионную интерпретацию происходящего (обсуждение действий мародеров, которые якобы промышляют в городе, сюжеты о разгуле криминала и стрельбе по спасательным вертолетам) с тем, что говорят реальные участники событий. Выясняется, что большинство новостей основаны на непроверенных данных. А многие сообщения — всего лишь домыслы журналистов и экспертов, поддавшихся массовой истерии.
Ну, и конечно, полное погружение в историю было бы невозможно без звукового оформления: в подкасте звучит музыка уроженца Нового Орлеана, джазового трубача Кристиана Скотта (у него, кстати, в 2007 году вышел альбом, посвященный катастрофе) и саксофониста Энтони Брэкстона.
«В эпицентре»
Подкаст издания выходил весной 2020 года — то есть на пике первой волны коронавируса, когда многие из нас сидели на самоизоляции (ведущая Соня Гройсман рассказывает, что записывалась дома под столом), перемещаться по Москве можно было только по пропускам, а уровень общей тревожности достиг рекордных значений. Тем интереснее переслушивать этот подкаст сейчас, когда, несмотря на статистику заболеваемости, жители России, кажется, настроены гораздо спокойнее.
Короткие эпизоды «В эпицентре» (примерно по 15 минут) построены на монологах врачей, главных героев пандемии, а в основе каждого эпизода — аудиодневник московского врача Александра Ванюкова. Записи похожи на сводки с фронта, и этот эффект усиливается тем, что в подкасте не всегда хороший звук. Однако «В эпицентре» — как раз тот случай, когда придирки к чистоте дорожки следует оставить при себе.
Обязательно стоит послушать спецвыпуск, в котором появляются не только сами медики, но и члены их семей: они рассказывают, как пандемия изменила их жизнь. Этот выпуск обладает терапевтическим эффектом, потому что оставляет ощущение не полной обреченности, но надежды. А она обязательно должна быть у нас даже в самой безвыходной ситуации.
А также три подкаста о путешествиях
Выбор шеф-редактора студии подкастов Анны Чесовой
«Одни плюсы»
Об эпидемии ВИЧ в России медиа говорят и пишут давно, но именно фильм Юрия Дудя (больше 19 миллионов просмотров на ютьюбе) вызвал по-настоящему массовый интерес к этой теме в нашей стране. После публикации видео количество запросов со словом «ВИЧ» только в Google выросло в 14 раз, а люди в самых разных городах наконец начали активно интересоваться своим ВИЧ-статусом.
Одна из героинь фильма, новосибирская журналистка Маргарита Логинова (ее молодой человек Сергей Ульянов, тоже герой видео Дудя, — ВИЧ-положительный) запустила для сибирского издания «Тайга.инфо» подкаст «Одни плюсы»; он о тех, кто живет с ВИЧ. Удивительно, но в стране, где только по официальной статистике больше миллиона людей имеют положительный статус, это первый подкаст, целиком посвященный теме. У проекта пока не очень много выпусков — например, в первом сезоне их всего три, а во втором вышло два — и послушать стоит каждый.
Один эпизод — одна история. Бывшего наркопотребителя Димы, который теперь занимается социальной работой. Девушки Таси, которая благодаря терапии родила здорового ребенка. Открытого гея Владимира, совершившего двойной каминг-аут. Бывшей СПИД-диссидентки Светланы, которая в эпидемии ВИЧ потеряла мужа и чуть не умерла сама. Каждая их них — пронзительная, но особенно хочется выделить рассказ «первого подростка с ВИЧ, открывшего лицо». О своем диагнозе он случайно узнал в восемь лет, когда прочитал инструкцию к таблеткам, которые давала ему мама.
Каждый выпуск сопровождается расшифровкой, чем может похвастаться далеко не каждый российский подкаст. Правда, искать их на «Тайге.инфо» придется вручную и поштучно: единой страницы «Одних плюсов» на сайте мы не обнаружили.
Обновление. После выхода материала Маргарита Логинова прислала нам ссылку на собранные вместе расшифровки. Спасибо!
«Хватит!»
В начале августа в кинозале Музея Москвы состоялась премьера документального сериала «Хватит!» о проблемах женщин в России. Его создательница — журналистка и фем-активистка Настя Красильникова — работала над проектом с осени 2019 года, собирая истории героинь, которые столкнулись с самыми разными видами насилия. Соведущим Красильниковой стал актер Владимир Мишуков. Ему в сериале отведена роль мужчины, который мало погружен в женский вопрос — и от этого он постоянно удивляется масштабам проблемы.
Впрочем, для этого масштаба и сам сериал оказался тесноват: на пресс-конференции после премьеры Красильникова рассказала, что материала для фильма собрано столько, что в него вошла лишь малая часть — поэтому, видимо, пора задуматься о подкасте. И в середине ноября он действительно появился — под тем же названием, но уже без Мишукова.
Первый сезон состоит из шести серий. С сериалом подкаст пересекается, но не дублирует его: истории рассказаны подробнее и глубже — по словам Красильниковой, именно так, как она это задумывала. Поэтому если вы хотите больше узнать о сексизме в медиа и рекламе, дискриминации женщин при трудоустройстве, мизогинии в интернете, насилии в родах и над детьми, но сериал уже посмотрели, — подкаст «Хватит!» все равно будет вам интересен. Если сериал вы не видели — тем более: каждой истории и каждой проблеме в нем уделено гораздо больше внимания. Необязательных выпусков здесь нет, но эпизоды про насилие в родах и насилие в детстве бьют наотмашь и обязательны к прослушиванию.
При этом уже известно, что первым сезоном проект не ограничится — в январе выйдет второй, еще из шести выпусков.
«Пачка сигарет»
Советско-российская музыкальная история не осмысливается в русскоязычном подкастинге почти никак — в то время как на Западе одной только группе The Beatles посвящено даже не несколько, а множество подкастов. Первым у нас стал проект Дарьи Даниловой из «МБХ Медиа» под названием «Пачка сигарет» — он, как несложно догадаться, посвящен Виктору Цою и группе «Кино», культовость которых для постсоветского пространства переоценить невозможно.
Любопытно, что подкаст рассказывает именно про саму эту культовость, а не про историю коллектива. Первый эпизод начинается с конца истории группы эпохи Цоя — то есть с момента его гибели в автокатастрофе в 1990 году. Обо всем, что было дальше — о похоронах кумира миллионов и о том, как фанаты много месяцев буквально жили на кладбище; о той самой Стене на Арбате; о многочисленных двойниках музыканта в самых разных концах мира; о цоевских местах в Ленинграде; об оставшихся записях и их оцифровке; и даже о памятнике «Цоя на мотоцикле» в городе, где лидер «Кино» никогда не бывал, — и рассказывает Дарья Данилова в своем проекте.
«Пачка сигарет» безо всяких оговорок отлично сделана — и в ней все на своих местах: и музыка, и свидетельства многочисленных героев, и голос самой журналистки, которая раньше работала на радио и очень профессионально обращается с речью. Слушать эпизоды можно в любом порядке, хотя начать, конечно, лучше с первого: собранная в нем телевизионная и радийная хроника 1990-х создает эффект присутствия.
А также три подкаста об ЛГБТ+
Выбор младшего редактора студии подкастов Анны Коваленко
«Новое материнство»
Подкастов о родительстве на русском языке выходит немало — как правило, это разговорные шоу, сделанные матерями для матерей и о материнстве как таковом. Появившееся в этом году «Новое материнство» изменило игру. Во-первых, его ведут не опытные матери, а журналистки Настя Курганская и Дарья Черкудинова (они же — создательницы популярного подкаста «Норм»), у которых нет детей. Во-вторых, нельзя сказать, что «Новое материнство» создавался исключительно для матерей: это многогранное исследование темы, которое наверняка будет интересно и женщинам в принципе, и мужчинам. В-третьих, как раз потому, что это исследование, материнство здесь, конечно, главный, но не единственный мотив. Ведущие говорят с очень разными героинями: среди них есть, например, женщина, чей ребенок сделал трансгендерный переход.
Иногда ведущие и вовсе поднимают темы, которые, на первый взгляд, с родительством напрямую не связаны. Отдельный выпуск посвящен женщинам, которые от материнства сознательно отказались. Еще один рассказывает о том, каково это — расти без мамы, когда у всех вокруг она есть. Все вместе это складывается в антологию о том, что мы считаем материнством сегодня и как сильно это понятие изменилось с тех пор, как мы сами были детьми.
«Мел.Teens»
Интернет полнится текстами о том, чем поколение Z отличается от нас, взрослых. Эти якобы очень странные подростки слушают дикую музыку, узнают новости из TikTok, инвестируют со школьной скамьи, не выпускают из рук телефонов и отказываются от высшего образования, чтобы открыть свое дело сразу после наступления совершеннолетия. Но ведь многое из вышеперечисленного можно сказать и о людях вполне солидных. Так что — зумеры и правда совсем не такие, как мы?
Чтобы получить ответы из первых уст, образовательное издание «Мел» запустило о подростках целый подкаст под названием «Мел.Teens». Каждую неделю ведущие приглашают в студию школьников и студентов (причем участником может стать любой подросток, для этого нужно отправить заявку) — и расспрашивают их о любви, сексе, политике, патриотизме, бодипозитиве, буллинге, наркотиках и многом другом. Выходит интересно и почти без нравоучений в духе «В наше время такого не было!»
Пожалуй, самый сложный и одновременно важный выпуск — про употребление психоактивных веществ и нехватку любви с 18-летним Никитой и 19-летним Леонидом, которые чуть было не загремели в тюрьму по 228 статье, но вовремя попали в Центр социальной реабилитации.
«Волосы отрастут»
Тема онкологии все еще вселяет ужас даже в тех, кто с ней никогда напрямую не сталкивался. Многим кажется, что с постановкой онкологического диагноза жизнь подчинена только лечению и больше никогда не станет прежней. На деле это, конечно, не так. И именно об этом подкаст журналистки Вики Взятышевой, которая сама недавно прошла через лечение от лимфомы Ходжкина. Вместе с гостями она обсуждает, что происходит с человеком после постановки диагноза, — а случается с ним, конечно, не только плохое и страшное.
Голосов в подкасте много: Вика говорит и с пациентами, и с их близкими, и с врачами. Каждый герой откровенно рассказывает о самых разных сторонах своей жизни. Каково это — вдруг узнать в 30 лет, что у тебя обнаружили онкологическое заболевание? Как меняется отношение к своему телу, когда килограммы стремительно уходят или набираются, а волос на голове становится все меньше? Что чувствуешь, когда заболевает твой самый близкий человек? И где найти силы на ежедневную борьбу?
К слову о силе. В перерывах между этапами сложного лечения одна из героинь открыла свою школу английского языка, а другой герой — запустил блог про онкологию на 100 тысяч подписчиков (и каждый день читал под постами бодрящее «Не ссать» от незнакомой женщины).
А также три новых подкаста о сексе и отношениях
Выбор младшего продюсера студии подкастов Алексея Юртаева
«Земля»
Видеодизайнер «Медузы» Андрей Першин — тот самый, кто оживляет советские фрески и старые черно-белые фотографии, — завел подкаст в виде «путевых заметок» о селах, городах и территориях. Это отличная попытка поразмышлять об огромном пространстве, на котором раскинулась Россия, и о том, что с этим самым пространством происходит, кто там живет и как на нем меняется жизнь. Пожалуй, это второй подкаст после шоу «Тоже Россия», у которого получается говорить о России так увлекательно.
До переезда в Ригу Андрей успел пожить в Ижевске, Казани и Москве — то есть так или иначе перемещался с Востока на Запад, замечая то, как от села к селу и от города к городу меняется земля вокруг него. Подкаст выходит с осени 2020 года и пока опубликовано всего несколько эпизодов. Пожалуй, лучший — про Нижний Новгород.
«Поэпизодный клан»
Самое крутое в этом подкасте — удивительно гармоничное трио ведущих-сценаристов. Роман Кантор, Николай Куликов и Константин Майер будут развлекать вас на протяжении всех выпусков, попутно объясняя теорию сценарного искусства — доступнее, чем это делает известный теоретик искусства Роберт Макки. По объему юмора «Поэпизодный клан» может тягаться разве что со «Сперва роди», а по знанию сериальной и киноиндустрии с «Чего бы посмотреть» и «Историями кино».
Если хотите узнать, кто и как делает сериалы в России и за рубежом, почему сценаристы все еще не главнее режиссера и как освоить эту профессию, — обязательно послушайте этот подкаст, в котором за 2020 год успело выйти целых два сезона. Особенный выпуск — о том, как придумывать и докручивать идеи, — начинается настоящим сериальным фристайлом, а заканчивается схваткой Билла Гейтса с Никитой Михалковым.
«Между строкъ»
Уютный проект литературного критика Льва Оборина о поэзии. Для каждого выпуска Оборин выбирает по одному стихотворению и вместе с гостями умело его разбирает — да так, что рассказывает не только о самой поэзии, но и об увлекательной биографии поэтов и обстоятельствах, в которых они жили и работали.
Подкаст «Полки» мог бы стать настоящим бестселлером — если бы выходил чаще, чем раз в месяц. Но тем приятнее слушать долгожданные эпизоды, выбор поэтов в которых всегда непредсказуем. Один из самых ярких выпусков — о Дмитрии Пригове. В идеале его стоит послушать, прогуливаясь по московскому району Беляево, малой родине поэта.
А также три отличных новых сезона