Перейти к материалам
Кадр из фильма «Синонимы»
истории

На Берлинале победили фильмы о мужской хрупкости: «Синонимы», «Милостью божьей» и «Пираньи Неаполя» Антон Долин — об итогах фестиваля

Источник: Meduza
Кадр из фильма «Синонимы»
Кадр из фильма «Синонимы»
Guy Ferrandis / SBS Films / Berlin International Film Festival

16 февраля жюри 69-го международного Берлинского кинофестиваля во главе с французской актрисой Жюльетт Бинош вручило награды победителям. Главную награду, «Золотого медведя», получила картина израильского режиссера Надава Лапида «Синонимы». Гран-при жюри достался Франсуа Озону и его картине «Милостью божьей». Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что в решениях судей можно усмотреть некую концепцию: основные призы взяли картины, переосмысляющие роль мужчины в современном обществе и исследующие его слабые стороны.

Это тот редкий случай, когда «Золотой медведь» кажется идеальным и устраивает всех. Хотя «Синонимы», третий игровой полный метр израильтянина Надава Лапида, вызвал противоречивую реакцию (и наверняка вызовет такую же на родине), это самый яркий, самобытный, свежий фильм фестиваля. И настоящее открытие для мейнстримной публики: прежде Лапида знали и высоко ценили в основном синефилы. К тому же золото большого европейского фестиваля для израильского кино — не меньшая редкость. До сих пор так был отмечен только «Ливан» Шмуэля Маоза, заслуживший венецианского «Золотого льва». 

«Синонимы». Трейлер
The Upcoming

Если захотеть, за решением жюри Жюльетт Бинош, можно усмотреть подобие концепции. Второе место, Гран-при, досталось драме Франсуа Озона «Милостью божьей» — значительно менее изобретательной, но тематически важной (сейчас в подвешенном состоянии находится не только судьба отца Прейна, лионского священника-педофила, ставшего антигероем фильма, но и судьба самой картины: суд решает, выйдет ли она на экраны на следующей неделе, и не повлияет ли на решение в деле Прейна). И эта политическая лента, и «Синонимы» Лапида переосмысляют роль мужчины в современном обществе, исследуют его слабые и уязвимые стороны, встают на защиту тех, кто решается сломать доминирующую поведенческую модель. 

«Милостью божьей». Трейлер
Mars Films

Третьим в этот ряд становятся итальянские «Пираньи Неаполя» — добротная криминальная драма по реальным событиям, герои которой — подростки-старшеклассники. В поисках лучшей жизни они с малолетства учатся грабить и убивать. За право если не быть, то хотя бы казаться «настоящими мужчинами», тинейджеры платят высокую цену. Этот назидательный фильм, продолжающий темы знаменитой «Гоморры», получил «Серебряного медведя» за лучший сценарий для трех соавторов — Маурицио Брауччи, Клаудио Джованнези (он же режиссер) и Роберто Савиано, прославленного журналиста и исследователя современной мафии, которая вынесла ему за его работу смертный приговор: он много лет живет под охраной спецслужб.  

«Пираньи Неаполя». Трейлер
Vision Distribution

Даже выспренняя и унылая драма норвежца Ханса Петтера Муланда «Угоняя лошадей», за которую был награжден мастеровитый оператор Расмус Видебек, в каком-то смысле развивает ту же тему. Ее герой, пожилой одинокий мужчина, переживающий гибель жены (роль играет превосходный Стеллан Скарсгард), вспоминает о своем взрослении, о травмах юности, об отце, изменявшем матери, а потом ушедшем из дома, и о соседских мальчиках — братьях, один из которых во время игры застрелил другого из ружья. Попытка продемонстрировать силу и превосходство всегда служит прикрытием для неуверенности и слабости: эта достаточно банальная мысль на Берлинском фестивале прозвучала как своеобразный манифест. 

«Угоняя лошадей». Трейлер
Screen International

Феминистская доминанта, так явно ощущавшаяся в отборе конкурсных картин (почти половина участников — женщины) и темах многих из них, осталась практически незамеченной жюри. Без призов остались и ходившая в фаворитах македонка Теона Стругар Митевска с выразительной сатирой «Бог есть, ее зовут Петруния», и понравившаяся многим чувствительным сердцам нетфликсовская мелодрама о первом в мире гей-браке «Элиза и Марсела», сделанная испанкой Изабель Койшет.

Тем не менее, две другие постановщицы (обе родом из Германии) были отмечены престижными призами. Ветеран направления «берлинская школа» Ангела Шанелек получила заслуженный приз за режиссуру — ее экспериментальная философская драма «Я был дома, но» исследует как сложные отношения между поколениями, так и условности актерской игры в театре и кино. Дебютантка Нора Фингшайдт в своей более простодушной и прямолинейной картине «Разрушительница системы» нарисовала исчерпывающий портрет трудного подростка — девочки, которую собственная мать сдает в детский дом за ее непредсказуемое и опасное для окружающих поведение. Эта лента неожиданно для многих получила приз имени Альфреда Бауэра за инновацию в искусстве (выраженную здесь разве что в попытках передать кинематографическими средствами сложный внутренний мир ребенка). В любом случае, могут быть довольны и патриоты немецкого кино, и сторонники гендерного равноправия.

Неожиданным — впрочем, тонким и умным — оказалось распределение актерских «медведей». Их присудили двум китайским артистам, Вану Цзинчуню и Юн Мэй, за главные роли в трехчасовой монументальной эпопее Вана Сяошуая «Прощай, сын мой». Эта щемящая драма рассказывает о супружеской паре, которая потеряла ребенка, — он утонул во время игры со сверстниками. До его смерти родители были вынуждены подчиниться суровому китайскому «закону одного ребенка» и пойти на аборт, после чего уже не смогли родить еще одного. Усыновленный ими впоследствии мальчик так и не смог сжиться с приемной семьей и ушел из нее.

Рассказывая параллельно историю осиротевших родителей и их соседей — счастливого семейства, у которого все сложилось, — режиссер ломает хронологию действия. Он постепенно создает на глазах у зрителя впечатляющую картину всего ХХ века и частных трагедий его маленьких, незаметных жителей. А Юн Мэй и Вань Цзинчун сдержанно и убедительно играют одну из таких трагедий, представая то совсем молодыми людьми, то сломленными стариками, и не теряя актерской убедительности. 

Эта картина, как и большинство других лауреатов Берлинале, пока не куплена для проката в России. Из призеров россияне увидят в ближайшие месяцы только два фильма: «Милостью божьей» Озона и «Пираньи Неаполя» Джованнези. 

Антон Долин