Перейти к материалам
истории

«Джоэл Коэн. Уильям Шекспир. Фрэнсис Макдорманд. Ну правда, что еще нужно?» Дензел Вашингтон сыграл Макбета в фильме Джоэла Коэна — и коротко рассказал нам, как это было

Источник: Meduza

На стриминг-сервисе Apple TV+ вышла «Трагедия Макбета» — новая экранизация самой короткой и кровавой трагедии Уильяма Шекспира. Режиссер Джоэл Коэн впервые снимал без брата Итана, но продолжил работать с женой Фрэнсис Макдорманд. Она сыграла Леди Макбет и спродюсировала фильм. Главную роль исполнил Дензел Вашингтон — любитель Шекспира, который возвращался на сцене к его произведениям на протяжении всей карьеры. В январе Вашингтон ответил на вопросы журналистов со всего мира на пресс-конференции. По просьбе «Медузы» журналист Михаил Моркин поговорил с актером о его отношении к пьесе, коэновских манерах и о пути от Отелло к Макбету.

— Чем вас заинтересовала новая версия «Макбета»? Пьесу экранизировали уже не раз, последний фильм вышел всего шесть лет назад.

— Я назову вам три причины. Первая — Джоэл Коэн. Вторая — Уильям Шекспир. Третья — Фрэнсис Макдорманд. Ну правда, что еще нужно? Лучше задайте этот вопрос Джоэлу. Когда он и Фрэнсис позвонили, мне было совершенно без разницы, кто там чего уже до этого делал. Я не буду из-за этого отказываться от роли.

— То есть вы не считаете, «Макбет» как-то особенно актуален именно сегодня?

— Не знаю, стала ли пьеса актуальнее. Зато уверен, что она динамична и сильно бьет по зрителю. Джоэл не стал паясничать и сократил пьесу до минимума, ничего при этом не растеряв. На протяжении 100 минут фильм сохраняет энергию. Она и делает его актуальным, наверное.

— Вам было важно сыграть эту роль как афроамериканцу? Чернокожие актеры по-прежнему ограничены в выборе ролей? 

— Я, конечно, нахожусь в привилегированной позиции, но не уверен, насколько эта проблема еще распространена. Разумеется, когда я начинал карьеру в кино, она была. Но с тех пор индустрия сделала большой шаг вперед. Благодаря стримингам у актеров-афроамериканцев появилось много работы. Сейчас для всех появились новые возможности. 

— 7 января ушел из жизни Сидни Пуатье, первый чернокожий обладатель «Оскара» за лучшую мужскую роль. Вы чувствуете какую-то преемственность?

— Сидни был моим другом на протяжении сорока лет. Мы говорили обо всем, не только об актерской игре. Он всегда был открыт, и это были уникальные отношения. Конечно, я чувствую преемственность, а еще чувствую ответственность. Или лучше сказать желание делиться знаниями и опытом. Но только если меня просят! 

— «Макбет» — это трагедия об амбициях. Бывало ли, что они завладевали вами?

— Наверняка в какой-то момент мой внутренний голос кричал: «Нет-нет, возьмите [на какую-нибудь роль] меня, меня!». Но я это никогда бы не стал признавать. Мы же все люди. В Америке с детства воспитывают желание побеждать, быть номером один и так далее. Разумеется, из-за этого всем приходится сталкиваться с разочарованиями.

Apple Россия

— Вы играли Шекспира в театре, играли Дона Педро в «Много шума из ничего» Кеннета Браны. Правда, что при этом до звонка Коэна вы никогда не читали «Макбета»? 

— Я не намеренно избегал пьесу, если что. И не только не читал, но и никогда не ходил на него в театр. Так случилось, что «Макбет» прошел мимо, хотя я читал и видел на сцене почти все пьесы Шекспира. В колледже мне выпал шанс сыграть Отелло. Мне был всего 21 год, и я ничего не понимал в Шекспире. Но думаю, что мне как раз повезло получить сыграть его таким «зеленым». Дорога от Отелло к Макбету была интересной!

— Ваши личные отношения с религией повлияли на работу над ролью Макбета? 

— Мне нравится слово «духовность», а не «религия». Все эти разговоры: «Моя религия хорошая, а твоя нет. Я прав, а ты нет», — я стараюсь уйти от них. В пьесе Макбет говорит, что «вручил свой вечный клад исконному врагу людскому», то есть иными словами, он осознает, что отдал душу Дьяволу, чтобы стать королем. Я спрашивал себя, почему Ведьмы появились в жизни Макбета именно в этот момент? «Не озаряй, высокий пламень звездный, моих желаний сумрачные бездны!». Наверное, внутри него уже было зло, и оно как раз созрело.

— «Трагедия Макбета» — подчеркнуто театральное кино. 

— И было невероятно интересно снимать его исключительно в павильоне. Джоэл, оператор Брюно Дельбоннель и художник-постановщик Стефан Дешан создали целый мир. Джоэл не хотел, чтобы среди декораций была реальная мебель, золотые вещи и всякое убранство. Обстановка была очень минималистичной, героям негде прятаться. Это помогло нам их раскрыть. 

— Если бы вы играли Макбета в театре, то не смогли бы сыграть его так же?

— Нет, конечно! В кино же есть возможность сделать несколько дублей! Это существенно влияет на всю актерскую игру. В театре тоже так можно, но уже во время следующего спектакля. А в кино сыграл, обсудил с режиссером, сыграл еще раз — удобно.

— Джоэл давал вам на площадке много указаний?

— В целом, он просто оставил меня в покое. Говорят же, что 80% работы с актером — это кастинг. Думаю, Джоэл бы согласился с этим клише. Не припомню, чтобы особо пытался меня направлять. У него легкая рука, он добродушен и создает атмосферу, в которой актерам хочется творчески рисковать.

— В предыдущих фильмах Джоэла Коэна было больше юмора. Если честно, думал, что коэновский Макбет будет ироничнее. 

— У меня в голове не было задачи делать Макбета серьезным.

Читайте также

«Макбет» — сольный дебют Джоэла Коэна Восхитительно красивый и великолепно сыгранный. Но непонятно зачем снятый

Читайте также

«Макбет» — сольный дебют Джоэла Коэна Восхитительно красивый и великолепно сыгранный. Но непонятно зачем снятый

 

Записал Михаил Моркин