Перейти к материалам

Разве можно конвертировать любовь к бане в деньги? А страсть к походам на заброшки? Можно! Истории организаторов Timepad

Bright Steam Project

Как в условиях непрекращающейся пандемии монетизировать свое увлечение, искать клиентов и объединять людей? Отвечают партнеры сервиса Timepad — площадки, которая служит проводником между организатором и участниками мероприятий. Например, они расскажут, зачем устраивать сельские экскурсии по подвалам, как поездка на Burning Man помогла придумать банный бизнес и сколько можно заработать на организации походов для детей и театре в Суздале.

Зачем ехать на Burning Man и ставить баню в пустыне и как превратить любовь к веникам и пару в бизнес 

Олег Толстой, проект Bright Steam Project — банные встречи и церемонии

Bright Steam Project

Баня — как процесс, место и церемония — сильно менялась за свою многовековую историю. Сегодня мы можем изучить ее и разглядеть актуальные смыслы. Именно этим занимается проект Steamology — и я как его представитель. Я собираю людей в бане, и эти встречи могут принимать самые разные формы: оздоровительная или сакральная процедура, просто встреча и общение, подготовка к медитативным практикам. 

К этой идее мы пришли благодаря фестивалю Burning Man, который проходит каждый год в пустыне Блэк-Рок в Неваде, США. Это большой социальный эксперимент: люди собираются в пустыне и с нуля строят большой город — а потом своими же руками его разбирают. Интересно, как они живут и договариваются: экономику денег заменяют на экономику дарения, радикально самовыражаются плюс привозят свои идеи и эксперименты. Как-то мы с друзьями собрались и привезли в пустыню баню. Это была парная, в которую помещалось десять человек, и мы — несколько мастеров — проводили короткие банные церемонии. Несмотря на то что дело было в жаркой пустыне, подобный опыт стал для многих облегчением: после него чувствуешь себя очень легким, причем не только телом, но и душой.

Максим Змеев для «Медузы»
Bright Steam Project
Максим Змеев для «Медузы»

Дальше я стал проводить банные церемонии уже в Москве — иногда один, иногда с друзьями из того же банного лагеря. Мы собирались маленькими группами: тренировались парить, исследовали историю и традиции. Баня — это не что-то исконно русское. Влажная баня, хаммам, существует в тех регионах, где сухо и нужна влага. В холодном климате практикуют баню пожарче. В Северной Америке любят меньше пара, больше дыма. В наши церемонии мы иногда привносим ритуалы русской бани, иногда добавляем практики из психологии. 

Вообще, мы приходим в баню за теплом и расслаблением. Этого можно добиться двумя способами. Первый — перебороть организм: просидеть подольше, сделать температуру повыше… Другой подход, который мы исповедуем, — сделать баню настолько комфортной, чтобы организм расслабился и перестал сопротивляться, пустил тепло внутрь. В бане не должно быть высокой температуры, в любой момент можно выходить и отдыхать. Перед тем как заходить, мы хорошо проветриваем парную, проливаем стены водой, чтобы там был легкий влажный воздух. Стараемся делать минимальное освещение. 

Bright Steam Project
Bright Steam Project

Превращение хобби в бизнес-проект растянулось на пять лет. В какой-то момент банные церемонии стали заметным источником дохода, но я физически не могу проводить их каждый день, максимум — два-три раза в неделю. Хочется, чтобы проект рос, но он, конечно, не захватит мир и не превратится в корпорацию. По сути, нам хватает своего сообщества. В бане собираются не случайные люди со стороны — это важная часть банного опыта. Активная реклама повлияла бы на уровень безопасности и расслабленности людей. Поэтому если реклама, то только для сообществ, не публичная.

На старте проекта мне приходилось самому собирать деньги, следить за тем, кто оплатил или не оплатил посещение. Но разговор про деньги мешал более сакральному общению. Принимать оплату оказалось намного удобнее через билеты — и в этом помог Timepad. Если кто-то хочет ко мне в баню, я просто отправляю ссылку на страницу с описанием, расписанием и возможностью купить билет. Регистрация на Timepad точно стала для проекта шагом вперед: теперь мне не приходится каждый раз рассказывать все заново новому человеку.

Каждый креативный предприниматель может монетизировать свои идеи, хобби и знания при помощи Timepad. Сервис помогает небольшим организаторам, которые горят делом и ищут единомышленников. Убедиться в этом и заодно заявить о себе вы сможете на сайте Timepad

Собрать дрова, развести костер, поставить палатку и пожарить наконец сосиски: как походы учат самостоятельности 

Вячеслав Хотченков, проект «Слава детям» — лесные и городские походы с детьми

Максим Змеев для «Медузы»

В походы мы ходим уже четыре года, и каждый год в них участвует около четырех тысяч детей. Чаще всего это встречи на один день в Подмосковье и в Москве. Помимо этого, мы выезжаем в другие регионы: Астраханскую область, Краснодарский край, Татарстан. В каждом походе мы делаем упор на развитие гибких навыков: это и коммуникация, и любознательность. Но основная миссия — развитие самостоятельности, ответственности, смелости.

Я сам хожу в походы с шести лет (то есть уже 31 год!). В первый поход меня взял дедушка — учитель труда и физкультуры, и я полюбил это дело. 11 лет назад я возглавил Московский турклуб и руководил им какое-то время, потом переключился на корпоративный сектор. При этом у меня две дочки. В какой-то момент я решил разобраться в воспитании и занялся детскими мероприятиями. Подумал: после этого точно пойму, как взаимодействовать с детьми.

Поначалу я был аниматором: помню, скакал на Красной площади скоморохом. На каком-то празднике на Воробьевых горах выступал в костюме солдата — сейчас очень смешно об этом вспоминать. Но поскольку я хорошо разбираюсь именно в походах, активность быстро сместилась в сторону веревочных курсов и практических мастер-классов. Тогда же запустил первые детские походы в Подмосковье. Собирал группы через родительские комитеты: приходил в классы в разных школах, проводил уроки по туризму и таким образом подогревал интерес к теме. 

Максим Змеев для «Медузы»

В наших походах мы стремимся развивать в первую очередь самостоятельность. Есть ощущение, что дети очень склонны к этому, — надо просто создать развивающую среду и не мешать. Стандартный диалог во время похода выглядит так: 

— Дядя Слава, пожарь сосиску!

— Сам пожарь.

— У меня не получается!

— Ну тогда не жарь.

У ребенка появляется выбор: не напрягаться или напрячься и пожарить. 

— Найди мне палочку!

— Сам найди.

— Но я не знаю, где искать!

— Тогда не ищи.

Смотрю: он уже копается, ломает какую-то палку в лесу, приходит с ней. 

Максим Змеев для «Медузы»
Максим Змеев для «Медузы»

Наш самый популярный формат — однодневный поход в лес или на заброшку без родителей. Схема такая: с утра встречаемся с участниками, разбираем продукты и снаряжение по рюкзакам. Знакомимся с техникой безопасности. Поход длится от шести до восьми часов, так как мы часто останавливаемся — на привал или чтобы рассмотреть что-то интересное. Затем разбиваем лагерь. Разделиться на группы, договориться, кто что будет делать, собрать дрова, развести костер, расставить котелки, приготовить обед, поставить палатку — это классные педагогические задачи.

Проект быстро вырос: сейчас в команде около сорока человек. Основные трудности связаны с большим объемом работы: бывало, что я проводил 15 походов подряд, а на некоторые из них приходили по 40–60 человек. Несмотря на усталость, это первый проект за 12 лет, который приносит мне огромное удовольствие. 

Максим Змеев для «Медузы»

В моих прошлых проектах было много сотрудников, и я очень устал все контролировать, поэтому в этот раз старался максимально автоматизировать процессы. В этом очень помог Timepad, который я подключил почти сразу. 

Во-первых, это идеальная площадка для быстрого старта и теста ниши. Скажем, я придумал, что буду проводить поход; сделал описание, запустил ссылку по социальным сетям и проверяю, есть продажи или нет. Если покупают, значит, я делаю важный продукт. 

Во-вторых, нам нравится автоматизированная система регистрации и обработки заявок, удобно контролировать количество участников, можно давать скидки по промокоду. Система выдает удобную таблицу участников со всеми контактами. 

В-третьих, по моему опыту, участник, который не внес предоплату, приходит всего в 48% случаев. А если внес хотя бы небольшую сумму, вероятность, что он пойдет, уже 96%. Со временем мы стали брать предоплату в размере 100%, чтобы вообще не тратить время на сбор денег на маршруте. Плюс заранее запущенный анонс собирает большее количество людей. Timepad помогает организовать расписание на несколько месяцев вперед. 

Зачем из мастерской в центре Москвы переезжать в онлайн

Светлана Лядова, проект «Мастерские Морса» — мастер-классы по созданию книжной иллюстрации

Максим Змеев для «Медузы»

«Мастерские Морса» выросли из проекта «Морс» — Международного фестиваля книжной иллюстрации и визуальной литературы. Его основательница Анна Чефранова ставила перед собой цель дать независимым иллюстраторам возможность выставить свои работы. Фестиваль действительно стал первой подобной площадкой. У самоучки или художника, который учился на коммерческих курсах, раньше просто не было шанса показать свои работы в общественном пространстве. 

Через год после создания фестиваля Анна сделала образовательную студию: оказалось, что профессионалы, которые приходят на фестиваль, готовы преподавать, а начинающие художники — учиться. В какой-то момент Анна с командой поняли, что им сложно вести два отдельных проекта, и тогда студией пригласили заниматься меня. Мы сотрудничаем, дружим и делаем партнерские проекты, но во многом независимы.

На тот момент я окончила курс по иллюстрации — программу бакалавриата при Британской высшей школе дизайна — и работала в Британке преподавателем. Параллельно мы с коллегами начали снимать студию. Изначально я думала, что это будет очень маленький, камерный формат мастер-классов: в мастерской мы собирались два-три раза в неделю очень близким кругом, делились профессиональными навыками. Но буквально за первые полгода нам пришлось поменять две мастерские. И вот уже пять лет мы растем и расширяемся.

Курс «Азбука Набросков» с Настей Смирновой в «Мастерских Морса»
Мастерские Морса
Мастер-класс «Воображение и книга» в «Мастерских Морса»
Мастерские Морса
Курс по венецианской монотипии с Романом Черпаком в «Мастерских Морса»
Мастерские Морса

Сейчас мы работаем только онлайн: так совпало, что за месяц до первого локдауна я приняла решение закрыть мастерскую. Мы запускали онлайн-курсы еще до карантина, но с карантином их стало больше, спрос вырос, и в какой-то момент я окончательно поняла, что мы перешли эту черту: стали онлайн-школой. Аудитория серьезно расширилась за счет людей, которые живут в других городах и странах, выросло количество подписчиков в соцсетях.

Самый популярный курс — «Книжка-картинка: от идеи до воплощения. Расскажи свою историю!». Его ведет художница Эя Мордякова (она же и автор). Мы запускаем его уже шестой или седьмой раз, и всегда — с большим успехом. В прошлом году одна работа попала в шорт-лист Болонской выставки-ярмарки в номинации Silent Book — это приятно и, на мой взгляд, является показателем успеха. Второй курс называется «Зины, авторские книги, самиздат», его автор — художница Наташа Югай. Он посвящен тому, как придумать книжный проект и издать его.

Максим Змеев для «Медузы»

Несмотря на рост финансовых показателей, мы все равно остаемся маленьким нишевым проектом. Студий широкого профиля, которые занимаются обучением рисованию, много как офлайн, так и онлайн. Мне кажется правильным держать фокус именно на профессиональной иллюстрации, чтобы быть полезными и начинающим, и состоявшимся художникам. 

В продвижении мы попробовали все. Поняли, что таргетированная реклама в нашем случае не работает. Лучше всего показали себя партнерская реклама и сарафанное радио. Коллаборация с фестивалем тоже дает нам много подписчиков и учеников. К тому же сообщество ограниченное: про нас, скорее всего, слышали большинство людей, которые занимаются иллюстрацией. 

Максим Змеев для «Медузы»

С Timepad мы начали сотрудничать почти сразу, как только поняли, что проведение мастер-классов имеет под собой коммерческую основу. Первые несколько месяцев я регистрировала участников и принимала платежи самостоятельно, но это было неэффективно и неудобно. Timepad помог выстроить коммуникацию между мной, администратором и всеми, кто приходит в нашу команду. 

Удобно собирать контакты всех участников и статистику, а участники автоматически получают напоминания о событии. Отдельный плюс — система вывода средств: я до сих пор могу работать без кассового аппарата.     

Зачем строить творческую резиденцию в Суздале и водить экскурсии по заброшенным домам и подвалам

Евгения Казарновская и Андрей Попов, творческое сообщество МИРА — небанальные культурные события в Суздале и за его пределами. Рассказывает Евгения

Максим Змеев для «Медузы»

Главная идея МИРА — создавать современное культурное пространство вокруг города-музея Суздаля. Началось все десять лет назад с творческой лаборатории «Человек МИРА» — это ежегодная театральная резиденция с уклоном в корневую русскую культуру. Пять лет назад вместе с идеологом проекта Андреем Поповым мы придумали и запустили «Реку МИРА»: водные путешествия по реке Нерль (между Суздалем и Владимиром). Мы катались на лодке и поняли, что такое водное путешествие — это все, что нужно городскому человеку, чтобы почувствовать себя счастливым и наполненным. Весь день плывешь по живописной реке, смотришь на природу, гуляешь по деревням, ешь вкусную фермерскую еду — а в итоге отлично отдыхаешь (хотя и прилично устаешь), получаешь позитивный заряд. Затем мы начали развивать инфраструктуру: строить кемпинги, причалы, ставили шезлонги и зонтики, чтобы отдых туриста был более комфортным. 

Следующим шагом добавили арт-составляющую. Обычно мы зовем художника, с которым нам хотелось бы сотрудничать, показываем ему любимые места, и в результате появляется новый объект на берегу реки. Проезжая маршрут, человек не только знакомится с историей и красотой этого места, но и соприкасается с искусством, которое было создано в рамках нашей резиденции. 

Максим Змеев для «Медузы»
Максим Змеев для «Медузы»
Максим Змеев для «Медузы»

Эти два проекта объединили вокруг себя такое количество творческих людей, что мы создали зонтичный бренд МИРА. Сейчас МИРА — это некоммерческая организация, которая создает и поддерживает культурные проекты, инициативы и эксперименты. Например, полтора года назад появился проект «Сельский театр драмы и комедии в Фомихе». Мы купили обычный деревенский дом, начали создавать спектакли в природном и городском ландшафте, в селах и деревнях, в коровнике и заброшенных домах. В нашем случае театр — это не пространство со зрительным залом (его пока нет), а спектакли, где соединяются место и искусство, город и деревня, человек и природа.

В прошлом году мы сделали рождественскую программу в Суздале и решили, что будем собираться в формате тайного сообщества, и для этого нашли в городе «тайные места». Это были заброшенные дома, подвальные помещения советских гостиниц, подвалы… Так родился «Тайный круг» — просветительский проект, где в формате живых встреч, через синтез научных знаний и искусства, мы прикасаемся к сути вещей. 

Максим Змеев для «Медузы»
Максим Змеев для «Медузы»

К лету 2022 года у нас откроется культурный центр МИРА. Это небольшое здание торговой лавки XIX века в центре Суздаля — там будет пространство МИРА с хорошим акустическим залом, звукозаписывающей студией, небольшим выставочным пространством, магазином, резиденцией, куда можно приезжать и что-то придумывать вместе со своей командой. Это будет центр современной культуры, но в очень традиционном патриархальном месте. 

У работы в Суздале, конечно, своя специфика и свои сложности. Время течет совсем по-другому. В Москве я работала креативным директором в парке Горького, когда он только начал меняться. Мы делали большие мероприятия, все происходило так быстро, что мы не успевали осознавать все изменения. Но когда ты со своим московским ритмом пытаешься делать что-то в Суздале, оказывается, что ты бежишь впереди паровоза. Мы стараемся работать с местным сообществом, но все происходит медленно. Чтобы собрать бесплатный детский воркшоп по современному танцу, я потратила месяц — а на мероприятие пришли две девочки и одна мама. Только сейчас мы наблюдаем, что появляется доверие, а местные жители перестали смотреть на нас как на инопланетян. 

Максим Змеев для «Медузы»
Максим Змеев для «Медузы»

Второе — люди. В Москве все быстро, четко и профессионально, а здесь — долго, неопределенно и не всегда профессионально. Но к этому привыкаешь и замедляешься. Иногда кажется: чем медленнее ты движешься, тем больше случается чудес. Места здесь удивительные!

Некоторые операционные задачи, связанные с мероприятиями, позволяет решить Timepad. Не надо думать про дизайн, все время перепридумывать страницу события. Есть удобная система возврата билетов, возможность что-то быстро анонсировать и поменять; в конце концов, контакт со зрителем и готовая база. Это особенно удобно для такого «ручного» проекта, как наш. У нас пока нет штата людей, которые программируют, занимаются дизайном и администрируют мероприятия. В целом это сервис, который позволяет нам быть максимально корректными со своими зрителями. А для нас это принципиально важно, ведь для того, чтобы приехать в Суздаль, зрителю приходится не просто купить билет, но и организовать себе целое путешествие. 

Максим Змеев для «Медузы»
С одной стороны, Timepad помогает организаторам проводить мероприятия, собирать контакты, принимать платежи, следить за аналитикой, рассылать письма клиентам, встраивает виджеты оплаты в соцсетях и на сайте. С другой — площадка постепенно трансформируется в сервис для монетизации контента, который сотрудничает не только с крупными компаниями, но и привлекает совсем небольшие команды, будь то организаторы онлайн-лекций, свопов, творческих бранчей, спид-дейтингов или банных церемоний. На Timepad любой, у кого есть знания и желание делиться ими с другими, может создать свое событие и найти единомышленников.

Сделано в продано!