Перейти к материалам
истории

Warner Bros. пошла на отчаянный шаг — ее блокбастеры выйдут сразу в кино и онлайн (включая «Дюну» и «Матрицу-4») Кристофер Нолан в гневе, а от Галь Гадот пришлось откупиться десятью миллионами

Источник: Meduza
Etienne Laurent / EPA / Scanpix / LETA

В США разворачивается дискуссия вокруг радикального решения кинокомпании Warner Bros. Не предупредив режиссеров и актеров, снимающихся в фильмах студии, она объявила, что в 2021 году выпустит 17 фильмов одновременно в кинотеатрах и на HBO Max — своей онлайн-платформе. Компания объясняет свое решение тем, что до конца 2021 года зритель, вероятно, не вернется в кино из-за пандемии. В ответ студию обвиняют в том, что она пользуется пандемией, чтобы развить свой непопулярный стриминговый сервис. Против этого решения резко высказался Кристофер Нолан, который с 2005 года сотрудничает с Warner Bros.: в 2020-м трижды передвигалась премьера его «Довода», чтобы выйти именно на большом экране. Первым фильмом, который выйдет по новой схеме, станет «Чудо-женщина: 1984», и, похоже, его главной звезде Галь Гадот пришлось выплатить за это 10 миллионов долларов компенсации. Однако у шага Warner Bros., кажется, есть жесткие экономические резоны.

Без кинотеатрального окна

3 декабря кинокомпания Warner Bros. объявила о революционном для всей киноиндустрии решении — в 2021 году фильмы студии будут выходить в кинотеатрах и стриминговом сервисе HBO Max одновременно. До этого момента фильмы во всем мире сначала выходили в кинотеатрах — и только через 75–90 дней в онлайне или на других носителях (этот период называется кинотеатральным окном).

Компания объяснила свое решение последствиями пандемии: по мнению Warner Bros., до конца 2021 года зритель не вернется в кинотеатры в полной мере. В студии подчеркивают, что одновременный выход фильмов в кинотеатрах и стриминге — это временная мера только на 2021 год, дальнейшие планы студии будут зависеть от пандемии.

HBO Max

В новом году без кинотеатрального окна Warner Bros. планирует выпустить 17 картин. Но первая выйдет одновременно в кино и стриминге еще в 2020-м — это «Чудо-женщина: 1984», которую покажут в США 25 декабря. В 2021-м на HBO Max также выйдут «Дюна» Дени Вильнева, «Матрица-4» Ланы Вачовски, «Отряд самоубийц: Миссия навылет» Джеймса Ганна, «Годзилла против Конга» Адама Вингарда, фильм «Том и Джерри» Тима Стори, приквел «Клана Сопрано» «Множественные святые Ньюарка» Алана Тейлора, новый «Мортал Комбат» Саймона Маккуойда и другие.

Американские подписчики сервиса HBO Max смогут посмотреть все эти премьеры без дополнительной платы. При этом на сервисе премьеры будут доступны лишь месяц, после чего продолжат идти только в кинотеатрах. В России сервис официально недоступен, поэтому до конца не ясно, можно ли будет увидеть здесь эти фильмы в 2021 году легально онлайн.

Решение резко раскритиковал Кристофер Нолан

Решение киностудии, по словам людей из индустрии, никак не обсуждалось с создателями фильмов — о том, что картины будут сразу же выходить онлайн, они узнали уже после того, как студия рассказала об этом прессе. Это вызвало шквал критики — и, вероятно, может стать причиной для судебных разбирательств. «Что это за шелестящий звук? Это юристы точат свои лезвия», — пишет The Hollywood Reporter.

Самой обсуждаемой реакцией оказалось заявление режиссера Кристофера Нолана, который раскритиковал Warner Bros. в разговоре с журналистами. Нолан сотрудничает со студией почти двадцать лет — их первым совместным проектом был фильм «Бэтмен. Начало», вышедший в 2005-м. Вместе с Warner Bros. он выпустил все свои части «Бэтмена», «Начало», «Интерстеллар», «Дюнкерк» и, наконец, недавний «Довод», выход которого во время пандемии передвигали трижды, чтобы показать его именно в кинотеатрах.

«Наши крупнейшие кинематографисты и кинозвезды легли спать, полагая, что они работают на величайшую киностудию. А когда они проснулись, выяснилось, что их работодатель — худший стриминговый сервис», — сказал Нолан The Hollywood Reporter. И добавил: «Они даже не понимают, что теряют. Их решение бессмысленно с экономической точки зрения».

В другом интервью изданию Entertainment Tonight Нолан рассказал, что студия никого не предупредила о своем решении. «Люди из индустрии, кинозвезды годами работали над этими проектами, делали их от всего сердца — и они предназначены для просмотра на большом экране, они сделаны для широкой аудитории… И теперь они выйдут по заниженной цене на стриминге — на неразвитом стриминге — без всяких обсуждений [с ними]».

Есть и другие возмущенные

Кинокомпания Legendary Pictures — партнер Warner Bros. по фильмам «Дюна» и «Годзилла против Конга» — собирается оспорить решение об отмене кинотеатрального окна, сообщает издание Deadline. По их данным, компания подключила юристов к решению проблемы — и направила в Warner Bros. письмо. По данным Deadline, Warner Bros. не предупреждала Legendary, перед тем как сообщить о своих планах СМИ. При этом Legendary вложила в производство обеих картин 75% бюджета (весь бюджет «Дюны» составляет 165 миллионов долларов, а у Годзиллы и Конга — 200 миллионов). При этом ранее компания пыталась продать «Годзиллу против Конга» Netflix за 250 миллионов долларов, однако Warner Bros. заблокировала эту сделку и она не состоялась.

Режиссер фильма «На высоте» (он тоже попал в список онлайн-премьер 2021-го) Джон М. Чу сказал, что решение Warner Bros. его «шокировало». Источники The Hollywood Reporter сообщили, директор Warner Bros. Тоби Эммерих попытался успокоить режиссера и пообещал, что фильм выйдет в «мировой прокат». Но похоже, что студия просто игнорирует тот факт, что после премьеры на HBO Max фильмы сразу же попадут в сеть благодаря пиратам, считают источники издания.

Параллельно разгорается еще один скандал — The New York Times сообщила, что Warner Bros. обратилась к агентам Галь Гадот и режиссера фильма «Чудо-женщина: 1984» Пэтти Дженкинс, чтобы посвятить их в планы по выпуску фильма на HBO Max. Агентства потребовали компенсации для актрисы и режиссера за выпуск фильма онлайн. Как сообщается, в результате переговоров Гадот и Дженкинс получили по 10 миллионов долларов. В то же время другие агентства и известные актеры — включая Марго Робби, Дэнзела Вашингтона, Хью Джекмана, Киану Ривза и других — компенсаций не получили.

Зачем Warner Bros. это сделала

В 2018 году компанию WarnerMedia, которой принадлежит Warner Bros. Entertainment, купил американский телекоммуникационный гигант AT&T, второй по величине сотовый оператор в США и крупнейший поставщик спутникового вещания в стране. The New York Times пишет, что HBO Max входит в некоторые абонентские пакеты AT&T и необходим, чтобы повышать лояльность клиентов к компании. Подписка на HBO Max стоит 15 долларов в месяц, в то время как единичный поход семьи из четырех человек в кино обойдется как минимум в 50 долларов, подсчитало издание.

Оставить Warner Bros. без значительной части кассовых сборов в 2021 году — несмотря на то, что с появлением вакцины ситуация с пандемией может улучшиться, — решил генеральный директор WarnerMedia Джейсон Килар (назначен на пост в апреле 2020-го, до этого, в 2010-х управлял стриминг-сервисом Hulu). В 2011 году Килар уже высказывался по поводу неспособности классической киноиндустрии пользоваться интернетом. Его подход произвел впечатление на Джона Станки — бывшего генерального директора WarnerMedia, ставшего в апреле 2020-го генеральным директором AT&T. «Мы видим, что можем сделать что-то для фанатов, мы можем предоставить им выбор», — написал Килар в своем блоге, объявляя о решении Warner Bros. Станки его поддержал.

При этом само решение о выпуске блокбастеров сразу на HBO Max — это следствие ценовой войны между провайдерами в США — AT&T, Verizon и T-Mobile, — из-за которой понизились счета за мобильную связь и сократилась прибыль операторов, указывает The New York Times. В этой ситуации HBO Max для оператора — это не просто способ заработать дополнительные деньги, но и стимул не дать клиентам перебежать к конкурентам. Каждые 0,01% клиентов, которые останутся с AT&T, принесут компании около 100 миллионов долларов, подсчитало издание. Для сравнения: все тот же нолановский «Довод», вышедший в сентябре только в кинотеатрах, в итоге собрал в американском прокате только 57 миллионов долларов — хотя обошелся Warner Bros. в 200 миллионов.

Мы не сдаемся Потому что вы с нами

Наталья Гредина

Реклама