Перейти к материалам
разбор

Демьян Кудрявцев прокомментировал совместное расследование «Медузы», The Bell, Forbes и «Ведомостей». Разбираем его интервью по пунктам

Источник: Meduza
Екатерина Кузьмина / РБК / ТАСС

Через несколько дней после публикации совместного расследования четырех изданий о ситуации в «Ведомостях» с подробным комментарием выступил Демьян Кудрявцев, фактически владеющий газетой больше четырех лет. В интервью телеканалу «Дождь» 14 мая Кудрявцев предложил альтернативную версию событий и попытался опровергнуть некоторые выводы расследования. «Медуза» при участии The Bell и Forbes разобрала основные тезисы из выступления Кудрявцева.

Сколько Кудрявцев потратил на покупку «Ведомостей»

Что говорит Кудрявцев

В 2015 году Демьян Кудрявцев и два его бизнес-партнера, Владимир Воронов и Мартин Помпадур, потратили на покупку «Ведомостей», а точнее, владельца этой газеты — кипрской компании Delovoi Standard Ltd, — 13 миллионов евро, заявил в эфире «Дождя» Кудрявцев. Он рассказал, что за 10 миллионов евро была приобретена владеющая «Ведомостями» кипрская компания Delovoi Standard, а еще три миллиона евро потрачены на покупку других активов в рамках тех же сделок. 

Отвечает «Медуза»

Это не так. Судя по документам, абсолютно все, что было связано с «Ведомостями», обошлось Демьяну Кудрявцеву в 10,4 миллиона евро, а именно: акции Delovoi Standard Ltd — 3,7 миллиона евро, плюс долги «Ведомостей» по лицензионным платежам иностранным акционерам — 6,7 миллиона евро. 

О каких еще трех миллионах евро может идти речь? Очевидно, Кудрявцев имеет в виду деньги (по договору — 3,2 миллиона евро), потраченные на покупку журналов Season, Menʼs Health, Womenʼs Health, National Geographic, Harvard Business Review и газеты Moscow Times у финской Sanoma. Кудрявцев и правда купил у финнов треть «Ведомостей» вместе с журналами в рамках одной сделки. Но журналы покупались на другую компанию Кудрявцева — MoscowTimes LLC, да и сейчас ими владеет другая компания Кудрявцева — «Ясно паблишинг». К «Ведомостям» эти активы никакого отношения не имеют. 

Сколько Кудрявцев мог заработать на сделках с «Ведомостями»

Что говорит Кудрявцев

«Мы купили «Ведомости» и все, что с ними связано, за 13 миллионов евро, а «перевесили» [с одной компании на другую] не за 24 и 25 [миллионов евро]. Правильно по курсу посчитали «Ведомости» — за 20 с чем-то миллионов. Разница состояла в семь миллионов», — рассказал Кудрявцев «Дождю». Он говорил о сделке февраля 2016 года, когда принадлежащий жене Кудрявцева кипрский офшор Delovoi Standard Ltd продал акции «Ведомостей» российской компании жены Кудрявцева «Аркан инвестмент», чтобы выполнить закон, запрещающий иностранцам владеть российскими СМИ.

Отвечает «Медуза»

Это не так. Стоимость приобретения «Ведомостей» «и всего, что с ними связано» по документам составила 10,4 миллиона евро (см. предыдущий пункт). А стоимость продажи акций «Ведомостей», о которой Кудрявцев говорит — «правильно по курсу подсчитали «Ведомости»», — даже не было нужды считать: она прямо указана в документах Delovoi Standard Ltd как 24,2 миллиона евро. Так что разница получается все-таки 14 миллионов евро, а не семь миллионов.

Что говорит Кудрявцев

«Откуда она [разница в цене] взялась: компания объективно стала дороже и мы хотели это зафиксировать для привлечения инвесторов внутрь «Ведомостей» или для дальнейшей продажи», — объяснял Кудрявцев «Дождю». Он назвал три причины, из-за которых выросла стоимость «Ведомостей». Во-первых, до сделки с ним «Ведомости» платили лицензионные платежи иностранным акционерам в размере 18% от выручки. «После того, как избавились от роялти, актив подорожал», — пояснил Кудрявцев. По его подсчетам, 18% — это около 160 миллионов рублей в год. Он с партнерами планировал владеть «Ведомостями» около трех лет, а потом продать кому-нибудь. То есть за три года было бы сэкономлено около 480 миллионов рублей. Переоценку компании «Бизнес ньюс медиа» (издателя «Ведомостей»), исходя из этих критериев, делал внешний оценщик, настаивает Кудрявцев.

Отвечает «Медуза»

Это логичное объяснение с точки зрения бизнеса. Аналитик, оценивающий такие активы, по просьбе Forbes оценил рост стоимости «Ведомостей» после отмены лицензионных платежей: получилось в промежутке от 800 миллионов до одного миллиарда рублей.

«Аркан инвестмент» же заплатил за этот актив офшору на 740 миллиона рублей больше, и эта сумма похожа на расходы Кудрявцева на выкуп «Ведомостей» у иностранцев в 2015 году — 10 миллионов евро. То есть офшор Кудрявцева уже в начале 2016-го получил от «Аркана» все потраченное на покупку «Ведомостей», плюс прибыль один миллиард рублей от переоценки актива.

Что говорит Кудрявцев

Кроме того, рассказывает Кудрявцев «Дождю», «Ведомостям» (компании «Бизнес ньюс медиа») бесплатно передали другой актив владельцев — журнал Harvard Business Review, а еще БНМ получил бизнес по организации конференций, которые проводила газета The Moscow Times. 

Отвечает «Медуза»

Журнал Harvard Business Review и бизнес по организации конференций The Moscow Times были переданы компании «Бизнес ньюс медиа» в мае и декабре 2016 года — гораздо позже сделки за 24 миллиона евро. Поэтому они не могли повлиять на оценку, сделанную для этой сделки.

Что говорит Кудрявцев

«Мы не положили разницу в стоимости себе в карман. Мы заплатили деньги Delovoi Standard, при ликвидации западная компания выдала эти деньги нам [как акционерам], а мы эти деньги в качестве взноса в имущество вернули в «Аркан инвестмент»», — говорит Кудрявцев «Дождю» про разницу в называемых суммах.

Отвечает «Медуза»

Delovoi Standard Ltd ликвидирован в 2017 году, никаких имущественных взносов в «Аркан» в отчетности того года не видно — как, впрочем, и в отчетности 2018-го. Все эти годы долги «Аркана» только росли, а не уменьшались.

Откуда взялся кредит, выданный банком «Роснефти» 

Что говорит Кудрявцев

Кудрявцев подтвердил «Дождю», что в 2016 году его компания «Аркан инвестмент» взяла кредит в Газпромбанке. По словам Кудрявцева, кредит нужен был не на покупку «Ведомостей», а на развитие: «Целью этого кредита было или покупка или создание чего-либо, что сделало бы «Ведомости» платформой — либо рекламной, либо финансовой, либо сервисной». «Когда я пришел к Босову с этой идеей, он сказал, что организует финансирование под это развитие», — говорит Кудрявцев. В частности, они вели переговоры о покупке издательского дома Premium Publishing (выпускает в России журналы Cosmopolitan, «Домашний очаг», Esquire, Grazia и т. д.), выкупившего эти журналы у финской Sanoma в начале 2016 года. 

Отвечает «Медуза»

Но ведь большую часть этого кредита (1,74 миллиарда рублей из 2,6 миллиарда рублей) «Аркан» сразу потратил на выкуп «Ведомостей» у кипрского офшора Кудрявцева — это видно по документам, имеющимся у «Медузы». А 740 миллионов рублей кредитных средств (примерно 10 миллионов евро) в том же 2016 году были возвращены банку — это видно в отчете «Аркана». Возможно, это и было финансирование для не сложившейся покупки Premium Publishing. Но это не отменяет использование бóльшей части этого кредита на сделку с «Ведомостями».

Что говорит Кудрявцев

По поводу кредита от банка «Роснефти» — ВБРР, — в залоге по которому (через компанию «Константа») оказалась владеющая «Ведомостями» компания «Аркан», Кудрявцев объяснил «Дождю», что это была инициатива Дмитрия Босова, а сам он «не видел разницы». 

«Дмитрий реструктурировал долг с одного банка на другую аффилированную компанию, на другой госбанк. Один банк принадлежит «Газпрому» (на самом деле нет — прим. «Медузы»), другой банк принадлежит «Роснефти». Я вообще не обращал на это внимания. Это звучит глупо и по-мудацки, но это так. С моей точки зрения, в этом не было никакой разницы». По словам Кудрявцева, кредит ВБРР был очень дешевый, но «ни за какое политическое влияние». Он утверждает, что этот кредит был возвращен в 2019 году: «Мы его не потратили. Проценты набежали, и он вырос до 30 миллионов евро. Но то, как мы его использовали, позволило нам его вернуть. <…> Кредит закрыт — это будет видно в следующей отчетности». При этом Кудрявцев уточняет, что «Аркан» погасил долг «Константе», а вот вернула ли она кредит ВБРР, Кудрявцев не знает: «Если Босов не урегулировал отношения «Константы» с ВБРР — это другой вопрос, мне не известный».

Отвечает «Медуза»

Во время подготовки расследования источники, близкие к потенциальным покупателям «Ведомостей», говорили журналистам о долге «Аркана» — сведений о его погашении у них не было. Гендиректор «Аркан инвестмент» Александр Карпов и гендиректор ООО «Константа» Игорь Лаврухин отказались тогда говорить с журналистами о кредитах своих компаний. Однако 15 мая Карпов подтвердил «Медузе», что «Аркан» выплатил долг «Константе»: «Информация, которую сообщил Демьян, соответствует [действительности]». «Медуза», «Ведомости», Forbes и The Bell будут проверять эту информацию.

Демьян Кудрявцев в эфире телеканала «Дождь»
Телеканал «Дождь»

Кто мог стать альтернативным покупателем «Ведомостей», но «не смог договориться с редакцией»

Что говорит Кудрявцев

Месяц назад, уже когда шла сделка по продаже «Ведомостей» одному из руководителей издательского дома «Наша версия» Константину Зятькову и управляющему директору инвесткомпании Arbat Capital Алексею Голубовичу, Кудрявцев пришел к Босову и попросил его купить «Ведомости»: «Может, ты вмешаешься, ты же видишь, какой ужас происходит», — рассказал Кудрявцев «Дождю». Тот согласился и готов был предоставить коллективу газеты самому выбрать нового главного редактора, но у него были требования, «чтобы были введены редакционные ограничения, потому что он патриотичный бизнесмен и не готов страдать». 

Их Босов в течение четырех дней обсуждал с руководством издания, утверждает Кудрявцев, а именно — с шеф-редактором газеты «Ведомости» Дмитрием Симаковым. В итоге Босову не удалось договориться с редакцией, и он отказался покупать «Бизнес ньюс медиа». «Редакция сказала, что не пойдет на компромисс, даже такой небольшой. Босов мне позвонил и сказал: продавай кому хочешь», — говорит Кудрявцев. ​

Отвечает «Медуза»

Симаков сказал «Медузе», что ни он, ни другие редакторы «Ведомостей» не вели и не могли вести переговоры о продаже издания. А «небольшой» компромисс от Босова, о котором говорил «Дождю» Кудрявцев, заключался, в обязательстве не критиковать, например, президента Владимира Путина. «Разумеется, такое условие принято быть не могло, — говорит Симаков. — Я благодарен Босову за то, что он это понял и не стал настаивать на своем».

Почему «Ведомости» невозможно продать на «открытом рынке»

Что говорит Кудрявцев

«Ведомости» сейчас невозможно продать на открытом рынке из-за Роскомнадзора, — рассказал Кудрявцев «Дождю». — Мы не можем продать «Ведомости» никому, кому не разрешит их купить власть. Это физически невозможно, потому что сделка должна быть подтверждена и оформлена Роскомнадзором». Решить, кому продавать «Ведомости», может только Кремль, резюмирует Кудрявцев.

Отвечает «Медуза»

В законодательстве нет никаких официальных процедур «подтверждения и оформления» таких сделок; эту информацию «Медузе» подтвердил источник, близкий к Роскомнадзору. По его словам, единственная процедура для таких сделок — исследование структуры собственности издания на соответствие закону об «иностранцах в СМИ». Но это происходит уже после сделки и не может быть препятствием к ее заключению.

Расследование про «Ведомости» делал «неизвестно кто»

Что говорит Кудрявцев

Расследование про «Ведомости» сделали неизвестно кому принадлежащие и неизвестно кем финансируемые «Медуза» и The Bell, неоднократно повторяет в разговоре с «Дождем» Демьян Кудрявцев.

Отвечает «Медуза»

«Медуза» принадлежит Галине Тимченко, а The Bell — Елизавете Осетинской; это открытая информация. Оба издания финансируются за счет коммерческих и некоммерческих источников. В расследовании также участвовали Forbes, принадлежащий бизнесмену Магомеду Мусаеву, — и «Ведомости», формально принадлежащие сотруднице телеканала ТНТ Иветте Вороновой.

Татьяна Лысова и Анастасия Якорева при участии The Bell и Forbes

Реклама