Перейти к материалам
истории

«Вперед» — новая трогательная история Pixar. О двух эльфах в поисках отца и мире, из которого уходит волшебство

Источник: Meduza

Walt Disney

5 марта в прокат выходит «Вперед» режиссера Дэна Скэнлона — новый мультфильм студии Pixar о двух братьях-эльфах, живущих в сказочном мире. Отец героев умер, когда они были слишком маленькими, но в наследство он оставил им волшебный посох, который может вернуть папу на один день — так начинается путешествие братьев. Кинокритик «Медузы» Антон Долин, рассказывает, как личная история режиссера превратилась в еще один невероятно трогательный мультфильм Pixar.

Pixar опять сделал это. Кажется, уже и пояснять ни к чему, но все же расшифруем: они сняли семейную анимацию для широкого зрителя, презрев проторенные дороги и взяв за основу новаторскую, по сути экспериментальную, модель сюжета. То же самое им удавалось в «Истории игрушек» и «ВАЛЛ-И», «Рататуе» и «В поисках Немо», «Вверх» и «Тайне Коко». Как и в двух последних упомянутых мультфильмах, отправной точкой стала крайне дискомфортная тема, долгие годы считавшаяся непригодной для детского кино, — переживание смерти близкого. 

Во «Вперед» это отец двух главных героев-братьев. Иэн — младший, неуверенный в себе старшеклассник-меланхолик, которому в начале фильма исполняется шестнадцать; он никогда не знал отца, слышал лишь запись его голоса на чудом сохранившейся кассете. Барли — старший, буйный весельчак в кожаной куртке, гоняющий на раздолбанном старом фургоне под названием «Гвиневра», из магнитолы которого вечно доносится хеви-метал; отца не стало, когда ему было три года. Однажды у братьев появляется невероятная возможность вернуть отца к жизни на одни сутки. 

Здесь самое время сказать о мире «Вперед», который создал Pixar — мало кто еще так умеет. Это оригинальная, специально разработанная для фильма в мельчайших деталях вселенная. В ней магия до сих пор работает, а населяют ее волшебные создания: единороги, циклопы, гномы, кентавры. Например, Иэн и Барли, как и их вечно занятая и неизменно доброжелательная мать Лорел, эльфы, но выражается это в основном в заостренных ушах и синеватом цвете кожи. Ну, еще у них есть домашний огнедышащий дракон, мало в чем отличимый от хулиганистого корги или таксы. Вообще же магия из этого мира начала выветриваться, и все его обитатели с этим смирились. Та элегическая интонация прощания с волшебством, которую многие помнят по последним страницам «Властелина колец», «Хроник Нарнии» и «Гарри Поттера», пронизывает «Вперед» с первых кадров. Тут она идеально рифмуется с возрастом главных героев, навсегда покидающих мир детства и вступающих в рутину взрослой жизни. В каком-то смысле «Вперед» — анимационный роман воспитания. 

Disney Россия

Но только в каком-то. Интрига завязывается в тот момент, когда мать дарит Иэну на день рождения отцовский волшебный посох. Оказывается, при помощи одного заклинания можно вернуть отца — до захода солнца. У Барли, при всей его любви к магии, не хватает способностей; у Иэна они есть, но недостает уверенности в себе. Парадоксальный результат — из числа тех рискованных решений, которые и сделали Pixar великой студией, — лишь частичная материализация папы: вместо отца братья вынуждены общаться с его нижней частью, от ступней ног до поясницы включительно. Прицепив на веревку половинку папы, обескураженные Иэн и Барли отправляются в путь, вперед. Если до вечера найти магический артефакт, то заклинание обретет полную силу, а отец все-таки вернется, пусть ненадолго. 

«Вперед» такой же необычный и гибридный фильм-мутант, как и половинчатый папа, один из самых странных персонажей в истории анимации. Вроде бы комедия с изрядной долей абсурда. И в то же время нежное, тревожное, местами даже дискомфортное повествование о семейной травме и переживании утраты. Казалось бы, удалое и изобретательное фэнтези — можете себе представить патрульного кентавра, байкеров-пикси или единорога, копающегося в мусорном баке? И одновременно классический американский роуд-муви, полный будничных приключений в придорожных закусочных и на ночных заправках. На первый взгляд, квест с кучей неожиданных приключений и шокирующих встреч. Но также уютный домашний фильм о подростках в пригороде, ищущих себя в фантазиях об иных мирах. Кино, которое могло бы родиться только в США, при этом основанное на европейской сказочной мифологии. Парадоксально проявляется и своеобразная гендерная двойственность мультфильма, в котором «мужской» пафос боевитых мальчишеских авантюр уравновешивается тревогой матери, переживающей собственный квест в компании еще одной страннейшей женской фигуры — одомашнившейся мантикоры

Самым же новаторским оказывается сердце фильма, без которого не сработали бы и самые изобретательные повороты интриги. Эмоциональный стержень «Вперед» строится на необычной для сказки теме — братском соперничестве, которое перерастает в осознание неразрывной связи и любви. Pixar уже экспериментировал с традиционными сказочными сюжетами, переосмыслив их, например, в «Храброй сердцем» (там неожиданно отменялась романтическая линия с участием принца, куда важнее оказывались отношения принцессы с матерью), а в «Холодном сердце» основатель Pixar Джон Лассетер отважился пожертвовать замужеством героини ради близости двух сестер. «Вперед» — следующий шаг: не похожие друг на друга братья, которым по всем сказочным канонам предписано соревноваться за выполнение магической миссии (поначалу так и происходит), после долгого и сложного пути приходят друг к другу — подобно тому, как Тильтиль и Митиль когда-то обнаруживали Синюю Птицу не в дальних странах, а у себя дома. 

Walt Disney

Если у чудес, которые творит Pixar, и есть объяснение, то оно не только в солидных бюджетах, формальном мастерстве и серьезном отношении к каждому нюансу воссоздаваемой на экране искусственной действительности. У каждого их фильма есть глубоко личная подоплека. Режиссер «Вперед» — Дэн Скэнлон, который известен зрителям по «Университету монстров», качественному и забавному мультфильму, заметно уступавшему, тем не менее, легендарной «Корпорации монстров» Пита Доктера. В новой, уже совершенно самобытной работе Скэнлон не только демонстрирует свое специфическое мастерство — создавать комедии о проблемных подростках и тинейджерах (о них был и более легкомысленный «Университет монстров»), но и доказывает право отныне считаться одним из лучших авторов команды Pixar. А все потому, что «Вперед» — личная история режиссера, в раннем детстве потерявшего отца и никогда его не знавшего, но всегда мечтавшего хоть раз в жизни провести с ним один день. Из этого абсурдного, невыполнимого, но такого по-человечески понятного желания и родился один из лучших мультфильмов 2020 года.  

Антон Долин