Перейти к материалам
Юрий Итин, Софья Апфельбаум, Алексей Малобродский и Кирилл Серебренников перед началом заседания в Мещанском суде, Москва, 7 ноября 2018 года
истории

Дело «Седьмой студии»: версия прокуроров «Медуза» прочитала обвинительное заключение и выяснила, что бухгалтер Нина Масляева рассказала следствию

Источник: Meduza
Юрий Итин, Софья Апфельбаум, Алексей Малобродский и Кирилл Серебренников перед началом заседания в Мещанском суде, Москва, 7 ноября 2018 года
Юрий Итин, Софья Апфельбаум, Алексей Малобродский и Кирилл Серебренников перед началом заседания в Мещанском суде, Москва, 7 ноября 2018 года
Евгений Фельдман для «Медузы»

7 ноября дело «Седьмой студии» начали рассматривать по существу. Фигурантам дела — Кириллу Серебренникову, Юрию Итину, Алексею Малобродскому и Софье Апфельбаум — зачитали обвинительное заключение. В нем утверждается, что они, «согласно разработанному плану и распределению преступных ролей», похитили у государства более 130 миллионов рублей, выделенных на культурный проект «Платформа». Обвинение во многом отталкивается от показаний бывшего главного бухгалтера «Седьмой студии» Нины Масляевой — она единственная согласилась сотрудничать со следствием и признала свою вину, но до сих пор ни разу публично не выступала в суде. «Медуза» ознакомилась с полным текстом обвинительного заключения и кратко пересказывает эти показания.

Текст построен на показаниях Нины Масляевой, изложенных в обвинительном заключении. Другие обвиняемые по делу «Седьмой студии» — Кирилл Серебренников, Юрий Итин, Алексей Малобродский и Софья Апфельбаум — опровергают слова бухгалтера. Серебренников 7 ноября заявил в суде, что не признает себя виновным, добавив, что обвинение «не только абсурдно, но и действительно непонятно».

В 2011 году, когда Нина Масляева работала в московском театре «Модерн», ее знакомый Юрий Итин предложил ей стать главным бухгалтером в новой организации — автономной некоммерческой организации (АНО) «Седьмая студия». Итин вместе с Алексеем Малобродским и Кириллом Серебренниковым встретились с ней и рассказали, что основной целью «Седьмой студии» будет популяризация современного искусства в рамках проекта «Платформа»; деньги на него будут выделены из бюджета.

Серебренников пояснил, что сумма финансирования будет больше, чем необходимо для проведения мероприятий, и что все четверо смогут на этом хорошо заработать. Итин в свою очередь сказал, что необходимо наладить систему обналичивания денег, часть из которых будет тратиться на проекты, а часть — присваиваться участниками встречи. Эту систему предложили выстроить Масляевой. Она ответила, что хочет заработать, но уже была судима и опасается ответственности. Серебренников заверил ее, что его авторитет, репутация и знакомства в сфере культуры защитят их от проверок.

Позже Итин рассказал Масляевой, что Минкультуры скоро будет проводить торги, их выиграет АНО «Седьмая студия» — поможет в этом хорошая знакомая Итина, сотрудница министерства Софья Апфельбаум, которая получила за это вознаграждение от Серебренникова. Курировать проект тоже будет Апфельбаум, поэтому Минкультуры не будет контролировать, как на самом деле расходуются средства.

Масляева стала главным бухгалтером «Седьмой студии». Ее непосредственными руководителями были Итин и Серебренников, без их ведома не перечислялась и не выплачивалась ни одна копейка. Генеральные продюсеры (Малобродский и впоследствии Екатерина Воронова) тоже согласовывали всю свою деятельность, включая финансовые операции, с Серебренниковым и Итиным.

Для помощи в работе Масляева наняла нескольких знакомых. Официально была трудоустроена в «Седьмой студии» только одна из них, Лариса Войкина (она также давала показания по делу «Седьмой студии»; судя по обвинительному заключению, Войкина подтвердила слова Масляевой). Она занималась кадрами и неофициальной «черной» кассой АНО, из которой выплачивала зарплаты сотрудникам: их размер Итин и Серебренников устанавливали сами.

По платежным ведомостям ежемесячная зарплата Серебренникова составляла 35 тысяч рублей, Итина — 45 тысяч, Малобродского, Вороновой и Войкиной — по 25 тысяч. На самом деле Серебренников получал ежемесячно до 240 тысяч рублей, Итин — до 200 тысяч, Малобродский, Филимонова и Воронова по 100 тысяч, Войкина — 50 тысяч. Все документы «черной» бухгалтерии уничтожили в 2014 году.

В «Седьмой студии» Масляева занималась в том числе тем, что обналичивала поступившие от Минкультуры деньги при помощи посредников. Одним из них был ее знакомый предприниматель Валерий Синельников (тоже давал показания и подтвердил слова Масляевой): на его расчетный счет переводились крупные суммы денег, он забирал 10–12% суммы, остальное обналичивал и возвращал Масляевой или в кассу АНО. В последующие годы эту же услугу «Седьмой студии» оказывали несколько других юридических и физических лиц. Фиктивные фирмы использовались, чтобы отчитываться о расходах перед Минкультуры.

Серебренников, Итин и Малобродский совместно составляли календарные планы мероприятий «Платформы», затем Итин согласовывал планы с Апфельбаум. Похитить бюджетные средства удалось потому, что фактическая стоимость проводимых на «Платформе» мероприятий была значительно меньше указанной в планах.

По подсчетам Масляевой, на проведение мероприятий проекта «Платформа» тратили около 30 миллионов рублей в год — всего порядка 90 миллионов рублей за три года. Оставшиеся 120 миллионов рублей похитили Серебренников, Итин, Малобродский и Воронова. Сама Масляева украла около пяти миллионов рублей.

Пересказала Александра Зеркалева