Перейти к материалам
Вячеслав Тельнов
истории

В Госфильмофонде сменился руководитель. «Перезагрузки» фонда потребовали Михалков и Бондарчук

Источник: Meduza
Вячеслав Тельнов
Вячеслав Тельнов
Артем Геодакян / ТАСС

Премьер-министр Дмитрий Медведев назначил главой Госфильмофонда руководителя департамента кинематографии Минкульта Вячеслава Тельнова. До него этот пост с 2001 года занимал Николай Бородачев. 29 декабря 2017 года около 30 известных деятелей кино (среди них режиссеры Федор Бондарчук, Никита Михалков и Андрей Кончаловский, гендиректор «Мосфильма» Карен Шахназаров и продюсер Сергей Сельянов) написали Медведеву открытое письмо. Они раскритиковали Бородачева за «отсутствие конструктивного диалога с кинематографистами». Сменивший его Вячеслав Тельнов считается компромиссной фигурой, которая устроит и чиновников, и деятелей кино.

Федор Бондарчук, Никита Михалков, Карен Шахназаров и другие кинодеятели потребовали перемен в Госфильмофонде. 29 декабря больше 30 российских кинематографистов обратились к премьер-министру Дмитрию Медведеву с открытым письмом, оно называлось «Момент истины настал». В письме говорилось, что руководство Госфильмофонда — Бородачев возглавляет киноархив с 2001 года — все чаще подвергается критике «за отсутствие конструктивного диалога с кинематографистами, потерю ключевых научных специалистов, финансирование дорогостоящих проектов, не связанных с выполнением основных задач Госфильмофонда, а также категорическое неприятие современных технологий». По мнению подписавшихся, всеми необходимыми качествами «для назревшей перезагрузки» киноархива обладает директор департамента кинематографии министерства культуры России Вячеслав Тельнов.

В тот же день, 29 декабря, в Госфильмофонд пришли представители министерства культуры с внеплановой проверкой. С проверяющими общался исполняющий обязанности гендиректора Госфильмофонда Сергей Мельничук (Николай Бородачев в это время был в отпуске). По словам Мельничука, представители Минкульта потребовали «снять кассу» и предъявить им финансовые документы — сославшись на то, что так приказал заместитель министра культуры Николай Малаков. Информацию о внеплановой проверке позже подтвердили и в министерстве, но уточнили, что в Госфильмофонде был нерабочий день — и проверку пришлось перенести.

Госфильмофонд критиковали за неэффективность и неразумное расходование средств. Председатель правления «Союзмультфильма» Юлиана Слащева в конце 2017 года обвиняла руководство Госфильмофонда в том, что вместо того, чтобы «сохранять, реставрировать и оцифровывать легендарные золотые коллекции отечественных студий» (имеется в виду советское кино), оно занимается их продажей коммерческим компаниям-посредникам, которые «оставляют у себя большую часть выручки от продажи этих коллекций телеканалам и интернет-платформам». Директор продюсерской фирмы «Профит» Игорь Толстунов называл «мучительным» обязательный процесс сдачи Госфильмофонду комплекта исходных материалов фильма — это условие для получения прокатного удостоверения. По его словам, проблемным является и последующий доступ к сданным материалам: «Надо платить неадекватные деньги и пользоваться исключительно технической базой Госфильмофонда».

В ноябре 2017 года из Госфильмофонда пришлось уволиться историку кино Петру Багрову. («Медуза» публиковала интервью с ним; Багров говорил, что один из крупнейших в мире киноархивов может превратиться в «склад с пленкой»). Багров был старшим куратором киноархива, художественным руководителем фестиваля архивного кино «Белые Столбы», за несколько месяцев до увольнения его избрали вице-президентом Международной федерации киноархивов (FIAF). Известные российские кинематографисты и кинокритики считают уход Багрова большой потерей для Госфильмофонда и всего кинематографического сообщества. Багров объяснил свой уход тем, что в Госфильмофонде решили сократить штат научных сотрудников и количество зарубежных командировок.

Николай Бородачев
Илья Питалев / ТАСС / Vida Press

Николай Бородачев считает, что кинематографисты атаковали его из-за 150 гектаров земли. 9 января, в последний день работы в Госфильмофонде, Бородачев заявил РБК, что давление на руководство Госфильмофонда в прессе и «некоторых кругах кинообщественности» связано с конфликтом вокруг земельных участков в Домодедовском районе Московской области. Эти 150 гектаров земли переданы Госфильмофонду в бессрочное пользование. По словам Бородачева, последние десять лет он борется с теми, кто хочет изменить назначение этих земель и построить на них жилые дома. Режиссер Федор Бондарчук рассказал «Медузе», что «с удивлением» узнал о том, что эта земля кому-то нужна. 

Вячеслав Тельнов считается компромиссной фигурой, которая устраивает конфликтовавшие с Госфильмофондом стороны. Тельнов был директором Санкт-Петербургской студии документальных фильмов, с 2007 по 2011 годы возглавлял «Ленфильм». С марта 2011 года был директором департамента кинематографии Минкульта. «Новый руководитель Госфильмофонда должен был устроить администрацию президента, министерство культуры, профессиональное сообщество и директоров киностудий, которые очень страдали от предыдущего директора», — рассказала «Медузе» главный редактор журнала «Сеанс» Любовь Аркус. По ее словам, в кинематографических кругах известно, что Тельнов — человек «интеллигентный, умеренный, без хамства», умеет слушать. «Это понимают все, даже непримиримые между собой его сторонники», — говорит Аркус.

«Я ужасно рад его назначению», — говорит «Медузе» Федор Бондарчук. По словам режиссера, Тельнов хорошо разбирается в киноиндустрии, знает о ее проблемах и понимает перспективы развития. «Он не будет увольнять культовых сотрудников Госфильмофонда и тратить по 200 миллионов рублей на реконструкцию кинотеатра в Саранске», — сказал режиссер.

Саша Сулим