истории

10 лучших подкастов 2017 года по версии «Медузы» Документальные триллеры, настоящие и ненастоящие расследования, психотерапия и занимательная наука в аудиоформате

Meduza
Ram Kay / Shutterstock.com

Подкасты существуют с начала 2000-х, но весь мир заговорил об этом формате в 2014 году — после выхода расследования под названием Serial. Автор подкаста —журналистка Сара Кениг — самостоятельно разбиралась в деталях убийства, за которое был осужден герой ее рассказа. С 2014 года десятки новых подкастов стали появляться ежемесячно, их слушают миллионы людей. В 2017 году «Медуза» запустила четыре своих подкаста, а еще собственную платформу для их прослушивания и новый раздел на сайте — и делится (субъективным) списком лучших подкастов, которые вышли в 2017 году.

S-Town

Самый обсуждаемый подкаст 2017 года, который за первую неделю после выхода скачали 16 миллионов раз, сделали авторы легендарного подкаста Serial и радиошоу This American Life. S-Town, он же Shittown — это городок Вудсток в штате Алабама. Журналист и радиоведущий Брайан Рид едет в этот город по просьбе местного жителя, чтобы разобраться в обстоятельствах убийства, которое якобы сошло с рук сыну городского бизнесмена. Уже на месте оказывается, что убийства, которое собрался расследовать Рид, на самом деле не было, но кто-то в городе погибает уже после его приезда, и журналист берется за новое дело, попутно ввязываясь в поиски клада и сталкиваясь с многочисленными странностями жителей городка. Семичасовой подкаст по сюжету, накалу и ритму не уступает лучшим детективным сериалам, при том, что он целиком построен на документальных материалах.

Dirty John

Летом 2016 года в городке Ньюпорт-Бич в Южной Калифорнии произошло убийство. На теле убитого обнаружены 13 ран от ножевых ударов в спину и плечи. Подкаст начинается с отчета о вскрытии, но кто кого убил, сразу не говорят. После короткого вступления журналист Los Angeles Times Кристофер Гоффард рассказывает историю, которая привела к убийству, с самого начала и по порядку.

59-летняя успешная дизайнер интерьеров из Калифорнии Дебра знакомится в интернете с врачом-анестезиологом Джоном, красивым, чутким, заботливым. Дебра и Джон быстро понимают, что не могут жить друг без друга, поэтому Джон переезжает к Дебре, и вскоре они тайно женятся. Тайно — потому что взрослые дочери Дебры не одобряют ее выбора и никак не хотят принять нового мужа. Пока Дебра пытается помирить детей со своим возлюбленным, дети ищут доказательства того, что Джону нельзя доверять. Со временем выясняется, что у него какие-то проблемы с налогами, а вот потом — что он вовсе не тот, за кого себя выдает.

Документальный триллер об обмане, самообмане и разрушительных отношениях со страшным финалом Кристофер Гоффард сделал и в виде подкаста, и в виде статьи: на сайте Los Angeles Times можно прочитать и послушать историю целиком, а еще ознакомиться с документами, которые упоминаются в аудиоверсии.

Rough Translation

Как об одних и тех же вещах и явлениях говорят и думают в разных концах света — пытается объяснить себе и слушателям журналист американского National Public Radio Грегори Уорнер. Так, мы узнаем, как в Индии борются за популяризацию йоги и как это связано с религиозными конфликтами; как китайская пара учится выстраивать отношения с суррогатной матерью из США, не зная языка и традиций друг друга; чем отличаются «фейковые новости» на Украине и в США и как роман «Анна Каренина» помог политическому заключенному в сомалийской тюрьме остаться в здравом уме и вернуться к нормальной жизни после тюрьмы.

74 seconds

6 июля 2016 года сотрудник полиции Миннесоты Джеронимо Янез во время дежурства остановил автомобиль с неработающими стоп-сигналами. За рулем был 32-летний Филандо Кастиль, который предупредил полицейского, что у него есть оружие. В ответ Янез крикнул: «Не доставай его!» — и выстрелил в водителя семь раз. Это произошло на глазах у девушки Кастиля Даймонд Рейнольдс и ее дочери, которые сидели рядом с ним в автомобиле. Во время происшествия Рейнольдс вела прямую видеотрансляцию в фейсбуке.

74 секунды — это время, которое прошло с момента, когда Янез остановил машину, до момента, когда он выстрелил в Кастиля. Авторы подкаста поэтапно разбирают эти 74 секунды, чтобы понять: что двигало полицейским, как повел себя Кастиль, почему полицейский выстрелил, как отреагировали на это его напарник и девушка убитого. Затем подкаст углубляется в истории каждого из участников происшествия, выясняет, в каких отношениях состояли друг с другом люди в автомобиле убитого; что в них вызвало подозрение полицейских; что привело Янеза к убийству; как выбирали присяжных на суд и почему полицейского в итоге оправдали.

Подкаст про 74 секунды буквально показывает, как работают полиция и судебная система в США. Возможно, поэтому в 2017 году его создателям и досталась награда за лучший подкаст на главном в США специализированном фестивале Third Coast.

Heavyweight

Heavyweight нужно было включать в список лучших подкастов еще в 2016 году, но в 2017-м вышел второй сезон, и он ничуть не хуже. Один из ведущих радиопередачи This American Life Джонатан Голдстин вместе со своими героями занимается закрытием их гештальтов. Каждый эпизод — отдельная история.

Джесси четыре года назад попал в аварию, а теперь хочет найти того, кто его сбил и отправил в кому, и рассказать, что с ним все в порядке, и даже попросить прощения. Приемная мать Кристины в детстве не разрешила ей заниматься баскетболом, хотя Кристине страшно хотелось, и у нее до сих пор не хватало мужества спросить у матери, которой уже за 80 лет, почему она так поступила. Десять лет назад Роуз перенесла тяжелую болезнь и ее исключили из студенческого сообщества со словами: «Ты знаешь, что ты сделала», но только теперь она готова узнать, в чем ее обвинили ее бывшие подруги.

Голдстин находит родителей, бывших возлюбленных, друзей и незнакомцев, которые повлияли на жизнь героев его подкаста, звонит им, договаривается о встрече, приезжает к ним вместе с героями и допытывается, что же произошло. Истину удается найти не всегда, но следить, как даже самые незначительные случаи в прошлом влияют на важные жизненные решения в настоящем, интересно.

Ear Hustle

Этот подкаст делают вместе Найджел Пур, Эрлон Вудс и Энтуон Уильямс. Пур — художница из Сан-Франциско, а Вудс и Уильямс — заключенные старейшей калифорнийской тюрьмы Сан-Квентин, где содержатся, в основном, опасные преступники, приговоренные к пожизненному заключению или смертной казни. Записывают аудиоматериалы для подкаста, как правило, сами заключенные, а студийные подводки к ним делает уже Найджел Пур.

В каждом выпуске подкаста ведущие с приглашенными гостями обсуждают проблемы, с которыми может столкнуться, в общем-то, каждый: как справляться с бытовым расизмом; как поддерживать отношения с любимым человеком на расстоянии; как пережить долгое вынужденное одиночество; как научиться не бояться старости, — необычности каждому разговору прибавляет лишь то, что гости подкаста отбывают срок за тяжкое преступление.

Missing Richard Simmons

В феврале 2014 года пропал комедийный актер Ричард Симмонс . Он перестал отвечать на звонки и письма, не пришел на очередное занятие в фитнес-клуб, где проводил групповые занятия по аэробике. Один из его учеников Дэн Таберски решил разыскать учителя и попутно стал делать подкаст о своих поисках.

Вскоре Симмонс нашелся, оказалось, что с ним все в порядке, но разговаривать о своем исчезновении он не захотел. Тогда Таберски продолжил записывать свой подкаст, выдвигая самые странные версии того, как, куда и почему мог пропасть актер. Сначала Таберски решил, что домработница Симмонса насильно удерживает его дома, потому что он хочет сменить пол; потом — что он впал в депрессию после смерти любимой собаки. Спустя несколько выпусков становится очевидно, что Симмонс хочет, чтобы его просто оставили в покое, но «расследователь» не унимается. Отдельно интересно, как автор старается довести подкаст до логического финала — даже когда в повествовании больше нет ни интриги, ни, собственно, логики.

Where Should We Begin?

Эстер Перель — одна из самых известных практикующих психотерапевтов, автор книги «Размножение в неволе» о сексуальности и отношениях в семье, сотрудница Колумбийского университета и медицинского центра Нью-Йоркского университета. Она записывает разговоры с клиентами во время приемов — с их разрешения — и анонимно (все имена вырезают при монтаже), но это все равно настоящие семейные консультации, без игры.

Прежде всего Перель заставляет супругов (в основном, ее клиенты — женатые пары) услышать друг друга. И тех, кто пытается помириться после измены, и тех, кто мириться не хочет, и тех, кто любит друг друга, но понимает, что их брак разваливается. Слушать это со стороны — занятие увлекательное и — несмотря на то, что участники подкаста обо всем предупреждены — как будто даже запретное.

The Daily

Майклу Барбаро из The New York Times удалось сделать хороший ежедневный подкаст, что мало у кого получалось раньше. The Daily запустился в январе 2017 года, а число его скачиваний уже перевалило за 100 миллионов. Подкаст выходит пять дней в неделю, длится от 20 до 40 минут и всегда посвящен повестке дня. Ведет подкаст, как правило, сам Барбаро, но собрать материал ему помогают еще 13 человек. Они обзванивают героев новостей, ищут очевидцев происшествий, берут комментарии и интервью, монтируют выпуск, которые всегда выходит не позднее семи часов вечера по Нью-Йорку. Все аудиоматериалы, которые могут развить, дополнить, по-новому развернуть картину дня, заставить по-новому взглянуть на новости, попадают в подкаст. Чаще всего в выпуске идет речь об одной или двух главных историях дня, поэтому на итоговый выпуск новостей по радио он не похож ни по содержанию, ни по интонации, — и слушать его гораздо интереснее.

Радио Arzamas

Строго говоря, это не подкаст. Точнее, не один подкаст, и даже не радио, как заявлено в названии. Это приложение с аудиоматериалами, в котором образовательный проект Arzamas собрал все свои курсы, отдельные лекции, старые записи с голосами писателей, поэтов, революционеров и, собственно, отдельный подкаст «Комплекс неполноценности» . В его первом выпуске ведущие разговаривают с лингвистом Александром Жолковским о литературоведении как точной науке, во втором — обсуждают мат и непристойности у Пушкина с филологом Алиной Бодровой.

Второй подкаст «Арзамаса» — «Я.Русский» — вышел как часть курса о русском языке и его происхождении. Ведущие Кирилл Головастиков и Александр Уржанов обсуждают, как звучал древнерусский язык; понял бы нашу сегодняшнюю русскую речь князь Владимир; кто решил, что «жи» и «ши» нельзя писать через «ы» и откуда взялся русский мат.

Александра Зеркалева, Лика Кремер