«Мне ценно то, что родственники наконец узнали, что случилось с их бабушкой» Школьница из Астрахани — о том, как искать сведения о репрессированных в архивах
Каждый год правозащитное общество «Мемориал» проводит конкурс для школьников «Человек в истории». В рамках конкурса школьники выполняют самостоятельные исследовательские работы по истории России. В 2016 году участников церемонии награждения атаковали активисты «Национально-освободительного движения» (НОД) и «Евразийского союза молодежи». В середине апреля 2017-го «Мемориал» сообщил, что на этот раз региональные чиновники министерств образования пытаются не дать победителям конкурса приехать в Москву на церемонию награждения — тем не менее, 26 апреля она все равно состоялась. Издание «Православие и мир» поговорило с тремя школьниками, участвовавшими в конкурсе, об их работах. С любезного разрешения редакции «Медуза» публикует один из монологов.
Рита Корнякова, 16 лет, 10 класс, Астрахань
Моя работа посвящена теме репрессий. В нашем Астраханском Государственном музее я случайно наткнулась на необычную картину. Примерно полгода назад. Она называлась «Швейцарский пейзаж». Полотно было сшито из лоскутков, оказалось, что ее владелицей была репрессированная. Жена, которая не донесла на мужа. Ее звали Нина Семеновна Бреус. Я обратилась к сотрудникам музея, но они мало знали о хозяйке картины и ее семье.
Я пошла в архив краеведческого музея, там были найдены личные документы семьи. Муж этой женщины Илья Емельянович Бреус работал директором Тумакского рыбзавода. Это село Тумак, недалеко от Астрахани. Он принял предприятие в плачевном состоянии и старался поднять производство. Но у него не очень получалось, потому что помощи от правительства не поступало.
В 1938 году, ночью, его арестовали. В обвинительном акте говорится, что его арестовали за то, что он вел террористическую деятельность, готовил террористический акт против наркома Микояна, хотел уничтожить рыбную промышленность в Астрахани и был членом антисоветской организации. Было три допроса, на следующий день после оглашения приговора его расстреляли.
Через несколько месяцев репрессируют и его жену за то, что не донесла на мужа. Ее приговорили к трем годам заключения в Темниковском лагере, в Мордовии. Двух ее сыновей пятилетних выселили вместе с бабушкой из дома. Хотели детей забрать в детприемник. Бабушка их не отдала и уехала с ними в Саратовскую область.
После трех лет заключения Нину Семеновну освободили, но она осталась в Мордовии, в поселке Явас, жить на вольном поселении. Там она познакомилась с художником. Он ей нарисовал картину «Швейцарский пейзаж» в память о тех счастливых годах, которые они провели на свободе.
В 1942-м или 1943-м к ним приехала мать Нины Семеновны вместе с детьми. Они вместе жили в поселке. А в 1949 году семье позволили выехать в Казахстан. Позже она перебралась в Астрахань. И совсем скоро у Нины Семеновны пропал один из сыновей. Без вести. Его не нашли до сих пор. Нина Семеновна много лет его искала. Но безрезультатно. Мальчику было 15 лет.
Ближе к 1990-м Нина Семеновна выступает за организацию в Астраханской области «Мемориала». Благодаря ее усилиям был открыт памятник репрессированным. Она участвует в мероприятиях — открывает выставку, посвященную репрессированным.
В 2001 году она плохо себя почувствовала и отдала картину и часть документов в музей. Что-то мне рассказал ее внук. Делился материалами. Семейный архив показал. Самой Нины Семеновны уже нет в живых.
В архив краеведческого музея было довольно-таки легко попасть. Нужно было добиться разрешения директора и взять документ из школы. Я сама это делала. Но материалы мне разрешали взять только с согласия родственников — пришлось брать расписку и у них. В областной архив не получилось пройти. Отказались дать документы. Обращалась за помощью к научному руководителю, она смогла с ними договориться. В архив ФСБ Астраханской области пускали только родственников, и я договорилась с внуком Бреус. Ему дали отсканировать материалы. Он мне их передал.
Исследование было больше похоже на расследование, потому что ни одного упоминания в общедоступных источниках не было.
Только маленький отрывок в музее: кто был хозяином картины и автором. Больше ничего не было известно. Всю биографию пришлось восстанавливать по крупицам.
Нина Семеновна Бреус стала для меня достаточно близким человеком, потому что я теперь понимаю, что пережила она, что пережила ее семья. Мне ценно то, что ее родственники наконец-то узнали, что случилось с их бабушкой. Они многого не знали. Они стали с большей нежностью хранить каждую бумажечку, фотографию, оставшуюся от Нины Семеновны.
Для меня это тяжелый период в истории нашей страны. И мне было интересно узнать, что же действительно случилось с теми людьми, почему так произошло. Сейчас я понимаю, что тогда могли по малейшему наговору взять, арестовать и расстрелять. Для меня это было важно — узнать правду. Самый страшный момент в истории Бреус — арест Ильи Емельяновича. Человек, правда, старался. Организовывал социалистические соревнования. А его арестовали, все имущество изъяли. Самой жене сказали, что ему дали 10 лет без права переписки. По рассказам внука, один из сыновей выбежал за отцом неодетым, кричал: «Отпустите папу, отпустите папу». Его отвели в сторону…
«Деревенским бабушкам было любопытно, для чего мне их свидетельства. Но важно, что кто-то ими и их прошлым интересуется. Вспоминали о нем с грустью».