Перейти к материалам
истории

Хэштег #позорэрмитажу. Главное За что Елена Ваенга, Виталий Милонов и защитники животных ополчились на выставку Яна Фабра

Источник: Meduza
Фото: Алексей Даничев / Sputnik / Scanpix / LETA

В середине ноября в социальных сетях стал распространяться хэштег #позорэрмитажу. Пользователи недовольны выставкой бельгийского художника и режиссера Яна Фабра «Рыцарь отчаяния — воин красоты», поскольку в своих работах Фабр использует чучела животных и их скелеты. К акции уже присоединились певица Ваенга и депутат Госдумы Виталий Милонов. В музее настаивают, что своими работами Фабр призывает к бережному отношению к животным; в министерстве культуры от конфликта отстранились.

Выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния — воин красоты» открылась 22 октября. Фабр — один из самых известных современных режиссеров и художников: его работы несколько раз выставлялись на Венецианской биеннале, на немецкой documenta; в 2008 году его произведения демонстрировались в Лувре. В Петербурге выставляются более двухсот работ бельгийского автора, их разместили в залах Зимнего дворца, Нового Эрмитажа и Главного штаба. Некоторые из них были созданы специально для этой выставки. В описании экспозиции на сайте музея указано возрастное ограничение для посетителей: 16+. В качестве материалов для своих работ художник использует чучела животных, панцири жуков, скелеты и рога. Специально уточняется, что животные, тела которых использовал Фабр, были сбиты на автострадах. Выставка проходит в рамках V Санкт-Петербургского международного культурного форума. 26 октября анонс выставки был опубликован на официальном сайте министерства культуры.

11 ноября пользователи социальных сетей запустили хэштег #позорэрмитажу. В сообщениях с этим хэштегом выставка Фабра описывалась так: «На окнах, чучела убитых кошек, царапающих стекла, с соответствующим звучанием. Собака, подвешена за кожу на крюки. Люди ходили любоваться картинами, а натолкнулись на ужас… не спали всю ночь… у детей шок от увиденного… ». «Вот чучело ротвейлера, висит будто плафон. С веселым колпаком на голове. А называется это что-то вроде: карнавал мертвых бродяг. Полный треш и деградация!», — написал сотрудник центра помощи бездомным животным. Многие отмечали, что проводить такую выставку неуместно на фоне скандала с хабаровскими «живодерками».

К акции сразу же присоединились публичные фигуры. Певица Елена Ваенга написала на своей страничке в инстаграме: «у руководства эрмитажа вообще все с башкой плохо???? (((((позорище ((((((». Депутат Госдумы Виталий Милонов назвал выставку «провокацией», «плевком в душу российскому народу», «пошлятиной и мерзостью». Депутат пожаловался на то, что не может открыто выступать против экспозиции: «Потому что если мы скажем что-то против, вылезут сразу хранители русского искусства вроде Райкиных, и будут опять возмущаться, как единственные хранители высокого эстетического чувства, и будут жаловаться на нас». Партия «Коммунисты России» потребовала отставки директора Эрмитажа Михаила Пиотровского. Председатель президиума общероссийской организации «Офицеры России» Антон Цветков, участвовавший в сентябре 2016 года в закрытии выставки Джока Стерджеса в Центре фотографии имени братьев Люмьер, призвал представителей зоозащиты и организаторов выставки провести совместную встречу: «Организаторы выставки должны понимать, что те акции, которые они проводят, могут вызывать возмущение».

Зато известный дрессировщик Юрий Куклачев заявил, что художник имеет право на собственное видение: «Мы не знаем до конца, что он [Фабр] имел ввиду. Может, он их защищает таким образом. <…> Когда у меня умерла любимая кошка Стрелка, я не стал делать из нее чучело. Но у каждого свой взгляд, навязывать свое видение никому не хочу».

Организаторы не намерены закрывать выставку. Об этом 11 ноября заявил руководитель отдела современного искусства Эрмитажа Дмитрий Озерков. Михаил Пиотровский заявил, что Фабр выступает против жестокого отношения к животным, а его работы «рассказывают про то, что люди, которые на словах „любят животных“, порой выбрасывают их на улицы, и тогда они погибают под колесами машин на дорогах». Пиотровский также добавил, что в Эрмитаже выставлены чучела «любимых собачек императоров, чучела любимых коней императоров», не говоря уже о Кунсткамере и Зоологическом музее. Директор музея напомнил, что в подвалах Эрмитажа живут десятки кошек, о которых заботятся его сотрудники. В музее запустили свой хэштег: #кошкизаФабра, но пока количество сообщений с этой меткой в десятки раз уступает публикациям с хэштегом #позорэрмитажу.

Минкульт не стал вмешиваться в политику Эрмитажа. Вечером 11 ноября на сайте ведомства появилось сообщение, в котором говорилось, что «государственный Эрмитаж, как и другие российские музеи, имея достаточно широкую независимость и свободу, самостоятельно определяет приоритеты выставочной деятельности, их тематическую направленность, художественное решение и дизайн». В заявлении министерства говорится, что «все формы публичного представления — это не только высокая миссия, но и определенная зона ответственности музея, за которую можно и нужно уметь держать ответ».

Выставка «Ян Фабр: рыцарь отчаяния, воин красоты» должна продлиться до 9 апреля 2017 года. В дополнение к экспозиции подготовлена специальная образовательная программа — фильмы, лекции, мастер-классы и публичные дискуссии, посвященные творчеству Яна Фабра.

Саша Сулим

Москва