Перейти к материалам
истории

Реализуйте желания по месту прописки В Москве возобновился конфликт вокруг парка «Торфянка». Репортаж «Медузы»

Источник: Meduza
Фото: Анна Алексеева / «Медуза»

В Москве возобновился конфликт вокруг строительства православного храма в парке «Торфянка». В субботу, 30 января, порядка 150 человек — в основном из движения «Сорок сороков» — пришли в парк, где молились и ругались с местными жителями. История эта продолжается уже несколько лет, однако в последние месяцы участники конфликта поменялись местами. Жителям удалось добиться своего — власти решили перенести площадку для строительства церкви к железнодорожной платформе «Лосиноостровская». Но теперь уже православные активисты обещают не сдаваться. 

«Скоро твоих детей будет забирать ювенальная юстиция, гей-парады будут маршировать по улицам Москвы, ты больше не будешь папой и мамой, а станешь „родителем один“ и „родителем два“», — за неделю до молитвенного стояния в парке грозили активисты движения «Сорок сороков» («Медуза» подробно рассказывала о нем и его лидерах).

«Храмофобы — это вы! Новое место [для строительства] было выбрано всеми жителями нашего района. Свои желания идите реализовывать по месту прописки», — отвечали православным защитники парка.

В субботу 30 января, около часа дня, в парке вновь обострилось противостояние. Возле места, где должно было начаться строительство храма, собрались порядка 150 православных активистов, не меньше 50 защитников парка и с десяток полицейских. Еще летом защитники парка стояли тут палаточным городком; теперь же осталась одна утепленная палатка, над которой гордо реет флаг Лосиноостровского района столицы — сине-зеленый с желтым лосем — и знамя инициативной группы «За Торфянку» (на нем группа людей стоит цепью и защищает лося). 

На огороженном сеткой небольшом участке земли, где планировалось строительство, все еще стоит большой деревянный крест. Пожилой мужчина зажег лампадку, и акция началась. Православные приветствовали друг друга троекратными поцелуями. Женщины разливали чай из термоса и раздавали бутерброды с колбасой. В толпе то и дело мелькали красные куртки активистов «Сорока сороков». Лица некоторых были спрятаны за медицинскими масками с надписью «Антивирус» и православным крестом.

Поначалу противоборствующие стороны держались на расстоянии, издалека снимая друг друга на телефоны и видеокамеры. Мужчина, у которого на сумке была наклейка в виде георгиевской ленты с надписью «Вежливые люди за русский мир», презрительно кивнул в сторону палатки: «Майданчик!»

Лидер движения «Сорок сороков» Андрей Кормухин, тем временем, раздавал интервью. Он настаивал, что строительство храма на территории парка законно, поскольку в первой инстанции суд такое решение принял.

Летнее противостояние местных жителей и активистов «Сорока сороков» на месте строительства храма в парке Торфянка
Фото: Антон Белицкий / Коммерсантъ

О предыдущей острой фазе конфликта «Медуза» рассказывала летом 2015 года. Строительство храмового комплекса в небольшом парке «Торфянка» одобрили еще в 2012-м — в рамках программы «200 храмов». Группа инициативных граждан оспорила это решение, принятое на общественных слушаниях, в суде. Они были недовольны, что об общественных слушаниях знали только те люди, которые выступают за строительство церкви. 

Тогда же в парке был разбит палаточный лагерь — чтобы не дать начать строительство. Несколько раз доходило и до стычек между местными жителями и защищавшими стройку православными. Только в июле 2015 года Бабушкинский суд прекратил производство по делу — защитники парка отозвали свой иск, а в Московской епархии заявили о готовности рассмотреть возможность строительства храма в другом месте. В сентябре в рамках проекта «Активный гражданин» прошло голосование, и большинством (57%) строительство храма было решено перенести в Анадырский проезд, у железнодорожной станции «Лосиноостровская». В октябре Градостроительно-земельная комиссия Москвы признала строительство храма в парке «Торфянка» нецелесообразным.

Но православные и не думали сдаваться. Первая их акция состоялась 18 января 2016-го: активисты пришли в парк и потребовали у мэрии аннулировать приказ об отмене стройки в парке. Они мотивировали это тем, что храм в Анадырском проезде строить никто не хочет. А главное — это отдельный микрорайон с населением около трех тысяч человек, и он находится на расстоянии двух километров от «Торфянки». В ночь с 26 на 27 января палатку защитников парка повредили трое неизвестных лиц в масках. Они якобы кричали: «Убьем за храм!»

«Я надеюсь, что в ближайшее время ордер на строительство будет продлен, и оно будет продолжено. Мы собрались тут, чтобы общественность увидела, что православным христианам именно здесь нужен храм!» — заявил Кормухин. По его словам, строительство на альтернативной территории затянется, поскольку участок еще даже не размежеван: «Здесь уже участок оформлен, и можно строить, а до того участка четыре остановки. Женщинам с детьми тяжело столько идти пешком. Транспорт дорогой. На Руси храмы вообще строились в пешей доступности!»

Послушав, как Кормухин дает интервью, группа активистов выстроились вдоль забора и затянула «Отче наш», осеняя себя крестным знамением.

В противоположном лагере женщина средних лет смотрела на православных в театральный бинокль и усмехалась. К поющим подошла пенсионерка-парламентерка и назвала активистов «бандитами». «Не положено здесь богу молиться! Есть церкви для этого!» — саркастически сказала она. «Христос воскресе! Воистину воскресе!» — нараспев отвечали активисты.

Православные активисты в парке
Фото: Анна Алексеева / «Медуза»

— Уважаемая, зачем вы храм оскверняете? — наконец, заметил пожилую женщину один из активистов.

— Я вам не уважаемая! Где ты тут храм видишь? Я вижу здесь парк! — торжествовала пенсионерка.

Звучали ругань, молитвы; жители выясняли, кто из них по-настоящему местный и, соответственно, имеет больше прав на парк. Еще звучали оскорбления, в которых превалировала библейская тематика: «Сатана», «Иуда» и так далее. Кто-то из православных советовал противникам строительства «пойти и вздернуться» на ближайшем же дереве.

Вновь раздалось громогласное «Христос воскресе!», и православные пошли чем-то вроде крестного хода вокруг огороженного участка. «Прощайте!» — махали им рукой из палатки защитников парка; хотя православные не уходили, а просто сделали несколько кругов.

Наблюдавшие за акцией полицейские не вмешивались, но довольно громко желали всем участникам действия прекратить заниматься ерундой и лучше пойти с лопатами чистить снег.

Активисты «Сорока сороков» сфотографировались на память. Кормухин пообещал корреспонденту «Медузы», что они еще вернутся.

Анна Алексеева

Москва