Шпионы, террористы, заговоры: Из чего состоит сериал «Кондор»
6 сентября на телеканале Sony Turbo стартует шпионский сериал «Кондор» об аналитике ЦРУ в бегах. Авторы проекта вдохновлялись классическим триллером Сидни Поллака «Три дня Кондора» и романом, легшим в основу фильма. Но это далеко не все, что стоит узнать о сериале перед перед тем, как смотреть первый эпизод.
О чем это
Главный герой «Кондора» — Джо Тернер — талантливый молодой аналитик, создающий компьютерные алгоритмы для ЦРУ. Однажды он выходит на террористов, которые готовят атаку с применением биологического оружия. Через несколько дней кто-то нападает на секретный офис, где работает Джо, и расстреливает всех, кроме него. Чудом выжившего Тернера объявляют убийцей. Теперь экс-аналитик должен бегать от ЦРУ, к которому у него и так накопилась куча вопросов. Параллельно Тернер ведет собственное расследование, чтобы помешать планам преступников.
Откуда взялась история
Отчасти сериал основан на романе американца Джеймса Грейди «Шесть дней Кондора» — книга вышла в 1974 году и со временем получила три продолжения. Грейди писал не только про вымышленных, но и про настоящих шпионов: в 70-х он работал репортером под началом Джека Андерсона — одного из пионеров расследовательской журналистики — и, помимо прочего, занимался службами разведки.
Через год после публикации первого романа о Кондоре (это, кстати, кодовое имя главного героя) на экраны вышла его знаменитая киноверсия с Робертом Редфордом и Фэй Данауэй. Режиссером фильма был Сидни Поллак — один из главных героев «Нового Голливуда». Политический триллер о циничных спецслужбах и силе прессы вышел очень вовремя — сразу после Уотергейтского скандала; критик Роджер Эберт писал, что в происходящее на экране «слишком легко поверить». На создателей сериала «Кондор» картина повлияла как минимум не меньше, чем оригинальный роман.
Кто делает «Кондор»
Сценаристов сериала зовут Джейсон Смилович и Тодд Кацберг. Смилович — автор сценариев криминального триллера «Счастливое число Слевина» и комедии «Парни со стволами», а еще создатель двух сериалов NBC, «Похищенный» и «Мой личный злейший враг». Кацберг работал ассистентом продюсера и сценаристом на нескольких проектах Смиловича.
Музыку к «Кондору» написал композитор сериала «Викинги» Тревор Моррис. В режиссерской команде — Кари Скогланд, снимавшая для многих известных телепроектов, от «Ходячих мертвецов» и «Карточного домика» до «Рассказа служанки».
Что пришлось поменять, чтобы триллер о 70-х стал триллером о 2010-х
Главное, что изменилось — это профессия главного героя: у Грейди и Поллака он штудировал детективные и шпионские романы, выискивая, например, примечательные способы убийства — это могло пригодиться в работе конторы. Смилович и Кацберг сделали Джо Тернера миллениалом-айтишником, выпускником Массачусетского технологического. Сценаристы усилили контраст между ним и прочими сотрудниками конторы: Джо — человек другого поколения и другой культуры, идеалист, живущий надеждой, что систему можно изменить изнутри.
Выстраивать сюжет вокруг угрозы американского вторжения на Ближний Восток, как это было в фильме Поллака, сценаристы уже не могли: для 70-х это был гипотетический сценарий, а сейчас уже часть истории. Поэтому антагонисты в сериале готовят другой план, связанный с использованием биологического оружия. «У нас была задача: найти угрозу, которая сегодня покажется страшной, а завтра — вполне возможной», — объясняют создатели сериала в интервью.
Кто там играет
В главной роли — Макс Айронс, сын известного британского актера Джереми Айронса; среди его ролей — король Эдуард IV в историческом сериале BBC «Белая королева» и киллер Альф в нуарном триллере Terminal, который в русском прокате превратился в «Конченую». Для Айронса «Кондор» — прежде всего гражданское высказывание: по словам актера, это сериал о том, можно ли сотрудничать с государством на своих условиях и стоит ли пытаться.
Роль подруги Джо, юристки Кэти Хейл (в фильме 1975 года это была героиня Фэй Данауэй) досталась театральной и телеактрисе Кэтерин Каннингем, известной по сериалам «Морская полиция: Спецотдел» и «Вне времени». Лауреат «Оскара» Уильям Херт — звезда авторских фильмов 1980-х, а ныне госсекретарь Росс из киновселенной Marvel — играет Боба Патриджа, сотрудника ЦРУ, который когда-то нанял Джо Тернера и теперь всеми силами пытается ему помочь. Другая обладательница «Оскара» Мира Сорвино появляется в сериале в образе соперницы Патриджа, уверенной в виновности Джо.
Преследующий Кондора киллер Жубер, которого в классической экранизации играл Макс фон Сюдов, здесь превратился в молодую девушку (начинающая актриса Лим Лубани). Еще в сериале есть Брендан Фрейзер — Рик ОʼКоннел из «Мумии» и ее продолжений — в роли злодея Натана Фоулера, обеспечивающего тайные связи ЦРУ с частной военной компанией, и голливудский ветеран Боб Бэлабан в роли высокопоставленного разведчика Руэла Аббота.
Как сериал приняли дома
Премьера «Кондора» в США состоялась еще в начале лета: американские зрители уже посмотрели все десять эпизодов, а сериал продлили на второй сезон. Критики встретили шоу в целом благосклонно: его рейтинг на Metacritic — 66, а на Rotten Tomatos — 82.
Многие говорят о политическом звучании сериала. Например, обозреватель The New Yorker Трой Паттерсон пишет, что паранойя, характерная для классических шпионских триллеров, в «Кондоре» накладывается на чувство растерянности современных американцев: «Они понимают, что остались сами по себе, пока государство ведет свою игру».
«Что занятно в „Кондоре“ — по нему можно понять, как изменились худшие американские страхи, по крайней мере, их голливудское отображение, — рассуждает Гленн Гарвин из журнала Reason. — В книге мошенники из ЦРУ контролировали поставки наркотиков с американских фронтов в Юго-Восточной Азии; в фильме Поллака они хотели захватить нефтяные месторождения на Ближнем Востоке. А в сериале — это, видимо, инсценировки терактов, подстроенные так, чтобы все подозревали джихадистов».
В России «Кондора» будут показывать с 6 сентября по будням в 19:10 по Москве на телеканале Sony Turbo.