Перейти к материалам
промо

Работы художников попадают в музей благодаря романтическим связям, случайностям и коррупции. Как выбирали участников Триеннале в «Гараже»

Как сделать выставку российских художников? Страна огромная, а художественное образование и культурная политика развиты неравномерно, с перекосом в столицы и города-миллионники. Конечно, можно позвать зарубежных экспертов, которые просеют художников из сотни городов через сито качественных критериев, можно поручить создание выставки местным энтузиастам, а можно включить личные связи и утвердить коррупцию как принцип сборки. 2‑я Триеннале российского современного искусства в «Гараже» устроена именно так: кураторы попросили всех художников 1‑й Триеннале выбрать на свое место своих коллег, друзей, жен, мужей, товарищей. Вот истории художников, которые оказались на 2‑й Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» благодаря самым разным формам протекции. Кстати, выставка открыта в Музее «Гараж» с 11 сентября.

Случайности: аукцион, счастливый вареник и лотерея

Иван Горшков. Battle Сats. 2020
Юрий Пальмин / 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» / Музей современного искусства «Гараж»

Организация выставок — это искусство возможного. Их состав иногда формируют не из самых подходящих авторов, а из самых фундированных, то есть художников с поддержкой галерей или коллекционерами за спиной. Похожим образом на 2‑й Триеннале оказался художник Иван Горшков. По замыслу кураторов Музея, состав 2‑й Триеннале определяли участники первой: художники сами могли рекомендовать значимых, по их мнению, членов локального художественного сообщества. Главное — нужно было объяснить, какие отношения их связывают. Ивана Горшкова и Маяну Насыбуллову, чей голос он получил, объединяют, помимо давней дружбы, еще и 120 000 рублей — за эту сумму новосибирская художница продала свою рекомендацию на онлайн-аукционе. Любопытно, что покупателем был не сам Иван, а некий анонимный коллекционер. Именно он в последний момент обошел ставки многочисленных коммерческих инстаграм-художников и подарил свою покупку Горшкову.

Александр Морозов. Особенно медленный воздух. 2020
Юрий Пальмин / 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» / Музей современного искусства «Гараж»

Но если Иван Горшков — состоявшийся художник, то имя Дмитрия Гугина, заявленного в составе участников Триеннале, в профессиональном сообществе неизвестно. Интернет-поисковики как художника его тоже не знают — зато определяют как переводчика и репетитора по английскому языку. Один из сотрудников Музея «Гараж» подтвердил, что Дмитрий Гугин попал на выставку совершенно случайно. Художники разыгрывали между собой место на Триеннале на закрытой вечеринке в мастерских Музея на ВДНХ: счастливый вареник со спрятанным в нем грецким орехом достался именно Гугину. Причем Дмитрий решил не жертвовать своим приобретением в пользу профессионалов. Чувствуя необходимость объясниться, для Триеннале он создал фильм «Кто такой Дмитрий Гугин?». 

Автор инсталляции в самом центре Триеннале, Александр Морозов, стал участником в результате лотереи, устроенной художником первой Триеннале Александром Шишкиным-Хокусаем среди питерских деятелей искусства. 

Честный обман или коррупционные рекомендации

Феминистский художественный дуэт «Добро Пожаловать В Кукольный Дом!». Сервизное сплетение, Сплетенное сочинение по материи двух снов двух Мэрри: Ледяной и Взрывной. 2020
Иван Ерофеев / 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» / Музей современного искусства «Гараж»

Свобода действий привела к тому, что голоса не только продавали и разыгрывали. Некоторые участники первой Триеннале ангажировали себя же на Триеннале-2020. Так, дуэт «Урбанфеминизм», номинировавший другой фем-дуэт — «Добро Пожаловать В Кукольный Дом!», — оказался связан не только общей тематикой, но и общим участником — художницей Ульяной Быченковой. 

Любовные связи

Маша Обухова. Комната страха III. Апокалипсис. 2020 (слева). Ксения Драныш. Мой внутренний экран. 2020 (справа)
Иван Ерофеев / 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» / Музей современного искусства «Гараж»

Коррупция и подкуп не единственные пути, ведущие на Триеннале. Целых пять участников попали на выставку благодаря своим романтическим связям: среди них Мария Обухова, супруга участника первой Триеннале Романа Мокрова, а также известная московская художница, перформансистка и модель Ксения Драныш. На момент отбора она несколько лет состояла в отношениях с Павлом Пепперштейном (который не только был участником смотра 2017 года, но и делал персональную выставку в Музее в 2019 году). Павел пояснил, что руководствовался в выборе любовью, «потому что миру современного искусства — „холодному и отвратительному“ — не хватает гуманизирующих сердечных вибраций», а также выступил против экспертной профессиональной оценки как «защитник всего плохого» — коррупции, халтуры и саботажа. В защиту своей позиции он записал монолог — где сам себя называет «продуктом кумовства».

Все исключительно профессионально

Художница Ася Заславская попала на Триеннале‑2020 благодаря своему перформансу «Шесть восьмых», основанному на чеченском брачном ритуале, во время которого невеста должна восемь часов неподвижно стоять в углу в полном облачении. На нее обратил внимание участник 2017 года Заурбек Цугаев. Художника впечатлило, что работа базировалась на многовековых традициях Кавказа и при этом не задела чувства носителей культуры, «провоцируя без провокаций».

Ася Заславская. Свободное место. 2020
Алексей Народицкий / 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» / Музей современного искусства «Гараж»

В ряды участников выставки попали и давно умершие классики — например, живший в XIX веке Петр Захаров, чья судьба, по некоторым данным, вдохновила Лермонтова на создание поэмы «Мцыри». Маленьким мальчиком в 1819 году его нашли русские солдаты в ауле Дади-юрт, уничтоженном по приказу генерала Ермолова. Мальчика отдали на воспитание казаку Захару (по его имени он получил фамилию), а позже его усыновил сам Ермолов. Выйдя в отставку и переехав в Москву, генерал отдал сына на обучение к художнику Льву Волкову, а затем его зачислили в Петербургскую академию художеств. Петр стал подписывать свои картины «Захаров из чеченцев», «Захаров-Чеченец» и под этим именем получил большую известность. Для Триеннале он был выбран Асланом Гойсумом, заявившим, что действующих современных художников в Чечне нет.

Некоторые художники попали на Триеннале по проторенной тропе «учитель —ученик». Так, например, в роли ученицы выступает участница Триеннале‑2020 Ася Маракулина, а ее учителя — участники Триеннале‑2017 Ольга Субботина и Михаил Павлюкевич из Перми, в чьей студии Ася занималась в подростковом возрасте.

Ася Маракулина. Агенты интуиции. 2020
Иван Ерофеев / 2-я Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» / Музей современного искусства «Гараж»

Что по поводу всего этого думают кураторы Музея «Гараж»? 

Такая оригинальная концепция отбора участников выставки по своей сути не нова и не претендует на уникальность. До Музея «Гараж» похожую схему использовали Виктор Мизиано («Экспериментальное исследование») и Андрей Паршиков с Аленой Лапиной («Интимный капитал»). Эти выставки тоже были построены на принципе передачи права выбора художникам и описании типов взаимоотношений.

Главная задача 2‑й Триеннале — показать разнообразие и крепость личных связей в мире актуального искусства России. В итоге участники 1‑й Триеннале рекомендовали Музею «Гараж» не только других художников, но и исторические исследования, образовательные и благотворительные организации, открыв и кураторам, и зрителям новые имена в российском современном искусстве.

Разобраться в отношениях друзей, врагов, родственников и незнакомцев российского современного искусства можно до 17 января, а билеты на 2‑ю Триеннале российского современного искусства «Красивая ночь всех людей» можно купить на сайте Музея «Гараж» уже сейчас.