Перейти к материалам
промо

Из чего состоит московский модерн? Гид по выставке в Музее архитектуры

И. А. Иванов-Щиц. Театр в доме В. Н. Гирш. Проект фасада. 1899
И. А. Иванов-Щиц. Театр в доме В. Н. Гирш. Проект фасада. 1899
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

В Государственном музее архитектуры имени А. В. Щусева открылась выставка «Эпоха модерна», которая продлится до 8 сентября. На ней можно увидеть эволюцию этого стиля от середины XIX века до революции 1917 года. В этом материале — о том, что вообще такое модерн в архитектуре, а также как устроена выставка и какие на ней можно увидеть экспонаты.

Что такое модерн в архитектуре

У модерна в архитектуре есть несколько отличительных черт. Во-первых, отказ от прямых углов в пользу плавных линий. Во-вторых, сочетание художественных и утилитарных функций в одном объекте (иными словами, дома той эпохи строили так, что было не только красиво, но и удобно). И в-третьих, внимание не только к фасаду здания: архитекторы модерна проектировали и интерьеры, и даже его отдельные элементы — вплоть до дверных ручек.

Термин «модерн» объединяет сразу несколько похожих течений в разных странах и с разными названиями: скажем, ар нуво во Франции, сецессион или югендстиль в Австрии и Германии. В России тоже есть свой модерн — его предварял период эклектики, когда оформился «русский» стиль. А главным предшественником модерна считается храм Христа Спасителя, построенный Константином Тоном в «русско-византийском» стиле. На выставке в Музее архитектуры в том числе можно увидеть авторский макет конструкции его купола.

С течением времени модерн менялся. Чтобы увидеть это, достаточно сравнить здания ГУМа, Музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, особняков Дерожинской и Морозова, Казанского и Ярославского вокзалов. У них много общего, и в то же время они заметно отличаются. Увидеть эти различия и параллели как раз поможет выставка «Эпоха модерна».

А. В. Щусев. Казанский вокзал. Фрагмент фасада со стороны Каланчевской площади. 1913
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Архитекторы — звезды русского модерна. Но не только

В первую очередь на выставке можно увидеть работы представителей московской архитектурной школы. Это почти все выдающиеся мастера русского модерна — Илларион Иванов-Шиц, Роман Клейн, Валентин Дубовский, Уильям Валькот и братья Веснины. А один из самых известных архитекторов в экспозиции — Федор Шехтель. По его постройкам легко проследить всю историю стиля: от неоготического особняка Морозовых на Спиридоновке до собственного особняка Шехтеля на Большой Садовой. Он же строил скоропечатню Товарищества А. А. Левенсона — первую русскую типографию в стиле модерн. Но «Эпоха модерна» показывает работы не только русских мастеров. Например, отдельный зал посвящен легенде французского модерна — замку Беранже. Это доходный дом в Париже, возведенный по проекту Эктора Гимара — ярчайшего представителя французского ар-нуво. 

Архитектор Л. А. Веснин. Дом-особняк Н. Л. Тарасова. 1910–1911
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Л. А. Веснин. Дом-особняк Н. Л. Тарасова. 1910–1911
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Ф. О. Шехтель. Особняк А. И. Дерожинской
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Как устроена экспозиция

Куратор «Эпохи модерна» Анна Кистанова специально организовала выставку так, чтобы история развития стиля была понятна не только профессионалам, а самому широкому кругу посетителей. Поэтому у выставки четкая структура: одна тема — один зал. Всего таких тем восемь: среди них, например, особняки, доходные дома, театры и вокзалы. При этом выставочный проект не ограничен музейными залами: организаторы «Эпохи модерна» проводят пешеходные прогулки по Москве, лекции, экскурсии, творческие занятия и концерты. Экскурсии доступны и на русском жестовом языке, а с июля запустят мероприятия с тифлокомментированием. Подробности можно уточнить по телефону экскурсионного бюро на сайте музея.

Экспонаты

От чертежей до мебели

Выставка архитектурная, так что на ней в первую очередь можно увидеть чертежи, авторские эскизы и макеты. Причем многие хорошо знакомые московские постройки показаны на этапах разработки. В собрании музея — большая коллекция чертежей, рисунков и макетов зданий, без которых невозможно представить сегодняшнюю Москву. Это особняки и банки, вокзалы и даже церкви — в стиле модерн на рубеже веков строили буквально все. 

Ф. О. Шехтель. Кинотеатр «Художественный», Арбатская пл., 14. 1912–1913
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
И. С. Кузнецов. Церковь во имя Казанской Богоматери в усадьбе А. К. Медведниковой. Продольный разрез. 1896–1900
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Но не только. Чертежи архитекторов дополняют живопись Игоря Грабаря, скульптуры Анны Голубкиной и Евгения Лансере. Еще на выставке показаны мебель и керамические панно. Ведь мастера модерна старались соблюдать стиль даже в мельчайших деталях. Проектировали все — от фасадов до причудливых лестниц, от журнальных столиков до крупных элементов мебели. Среди заметных экспонатов — стол-буфет из резного красного дерева с позолотой и бронзой, кофейный столик из тонированного дуба, кресло из красного дерева и березы — все начала XX века. Сейчас это ценные предметы антиквариата, за которыми охотятся коллекционеры. 

Ф. О. Шехтель. Особняк С. П. Рябушинского. Эскиз интерьера столовой. 1900–1901
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Кресло для гостиной. Россия, начало ХХ века. Красное дерево, береза, резьба, столярная работа
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Столик кофейный, Россия, начало ХХ века. Дуб тонированный, столярная работа, стекло золоченая бронза
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Инженерные ноу-хау

Модерн в архитектуре отличают не только причудливые линии фасадов, но и радикально новые строительные решения — от планировок до материалов. Эта архитектура серьезно повлияла на облик городов: строить стали в основном из кирпича, использовали железобетонные конструкции, а сами проекты выросли и усложнились. Взять, к примеру, вокзалы: с развитием сети железных дорог их становилось все больше, и каждый требовалось вписать в уже существующий архитектурный ландшафт. Из-за этого в новых проектах часто проявлялись мотивы национального зодчества, а вместо одного здания на месте железнодорожной станции вырастал целый город. Казанский вокзал, кстати, строили по проекту Алексея Щусева, именем которого назван музей. Комплекс напоминает одновременно и о старой Москве, и о традициях древнерусского зодчества, и даже об этнических мотивах: его доминанта похожа на башню Сююмбике в Казанском кремле.

И. И. Рерберг, В. К. Олтаржевский, М. М. Перетяткович. Здание Северного страхового общества, конкурсный проект. Перспектива. 1909–1912
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Серьезно изменились и магазины: именно эпохе модерна мы обязаны появлением больших витринных окон. Например, архитектор Роман Клейн впервые применил систему наружных навесных стен за счет железобетонного каркаса: благодаря этому удалось серьезно увеличить площадь остекления. Эксперимент ставили при строительстве универсального магазина английского торгового дома «Мюр и Мерилиз» — сегодня это ЦУМ.

Кроме новых материалов архитекторы и художники переосмыслили уже известные: возродили мозаику, расписное стекло, заново открыли дерево и металл. А на фасадах часто сочетали сразу несколько материалов — от керамического декора до сложной резьбы в оформлении дверей и оконных рам.

 Керамические панно для фасадов

Визитная карточка стиля — так называемые майоликовые панно: художники и архитекторы на рубеже веков очень интересовались керамикой. Скажем, если вы видите на фасаде здания роспись по керамике, то над эскизом, скорее всего, работал знаменитый автор вроде Николая Рериха или Федора Шехтеля.

Ф. О. Шехтель. Эскиз мозаики для декора фасада особняка С. П. Рябушинского. 1900–1901
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева

Одна из самых узнаваемых росписей такого рода — на фасадах гостиницы «Метрополь», ее создавал Михаил Врубель. Но на выставке «Эпоха модерна» можно будет увидеть более редкие экспонаты; среди них — изразцовые панно для усадьбы М. С. Кузнецова, созданные Федором Шехтелем. Это хорошая возможность рассмотреть керамические панно от выдающихся художников и архитекторов модерна в деталях. Ведь обычно они — где-то там, высоко на фасадах, но выставка сокращает дистанцию между зрителем и произведением искусства.

И. А. Иванов-Щиц. Эскиз панно для вестибюля купеческого клуба
Государственный музей архитектуры имени А. В. Щусева
Выставка «Эпоха модерна» проходит с 26 апреля по 8 сентября 2019 года при поддержке группы компаний «Инград». Ее куратор — Анна Кистанова, искусствовед, специалист по архитектуре рубежа XIX—XX веков, главный хранитель и заместитель директора Государственного музея Константина и Виктора Мельниковых. Выставка проходит в парадной анфиладе главного здания Государственного музея архитектуры имени А.В. Щусева.