Перейти к материалам
промо

Насилие недопустимо, а власть развращает Что экшены «Одни из нас» рассказывают о будущем (а на самом деле — о мире вокруг нас)

На PlayStation 4 вышла игра «Одни из нас. Часть II» — сиквел популярного экшена «Одни из нас». Он в 2013–2014 годах получил множество игровых наград, в том числе стал игрой года по версии BAFTA. Первые «Одни из нас» были популярны благодаря тому, какие темы там поднимались: от того, как тяжело быть родителем, до того, как справиться с утратой и можно ли оправдать насилие.

Главные герои первой части — немолодой контрабандист Джоэл и девочка-подросток Элли, которым приходится вместе путешествовать по Северной Америке. Время действия — недалекое будущее, человечество на грани вымирания из-за глобальной катастрофы. По улицам полуразрушенных городов бродят дикие животные, бандиты и монстры, в которых превратилась часть людей. История начинается с того, что Джоэлу приходит заказ — вывезти Элли из города и переправить повстанцам. Сиквел начинается спустя пять лет после первой части, и его главной героиней становится уже 19-летняя Элли, которой приходится мстить за разрушенную мирную жизнь. Что же за универсальные темы появляются в этих играх?

Семья — это те, кто рядом

PlayStation

Джоэл потерял дочь Сару много лет назад, когда первые волны болезни захлестнули американские города. Это событие сформировало характер того Джоэла, с которым мы знакомимся в игре: замкнутого, циничного, жесткого, готового на все ради собственного выживания. На Элли он поначалу смотрит как на груз: по заказу клиента ее нужно доставить из одной точки в другую, работа будет оплачена. Но потом он вспоминает, каково это — быть человеком, а еще — отцом девочки-подростка, и какая это ответственность в мире, где главное — выживание. За время путешествия с Элли приоритеты Джоэла меняются: теперь во главу угла ставится ее безопасность.

По словам сценариста Нила Дракманна, тема безусловной отцовской любви появилась в игре не просто так. Нилу хотелось сделать историю как можно более личной и искренней, а у него самого в процессе работы над «Одними из нас» родилась дочь. В результате во время написания сценария в его голове постоянно крутился один и тот же вопрос: на что бы он сам пошел ради блага собственного ребенка? Читающийся в игре вывод таков: на очень-очень многое.

Власть всегда развращает

PlayStation

Точка, в которой начинается путешествие Элли и Джоэла, — карантинная зона в Бостоне, закрытое государство, контролируемое военными. Это кажется естественным, ведь в сложной ситуации легко полагаться на тех, в чьих руках ресурсы и сила. Можно даже закрыть глаза на тот факт, что властный аппарат всегда думает в первую очередь не о благе отдельных людей, а о собственном благополучии. Попытки людей определять собственную судьбу самостоятельно жестко пресекаются ради абстрактного общего блага.

Повстанческая группа, по чьему заказу Джоэл и вывозит Элли из города, вроде бы протестует против такого положения дел — но только на первый взгляд. Повстанцы проповедуют гуманизм, но на деле оказывается, что ради него можно пожертвовать кем угодно, если это служит их целям. Во второй части игры эта тема продолжается: Элли сталкивается с очередной организацией, для которой цель оправдывает средства. И из-за этого ей снова приходится определять, как соотносятся личность и власть и есть ли цель, ради которой нужно идти на все. 

Травма ставит жизнь на паузу

PlayStation

Джоэл растил свою дочь Сару в одиночестве. То, что он ее потерял, стало для него травмой, с которой герой «Одних из нас» так и не смог справиться. Джоэл спрятался в скорлупу, не дающую ему по-настоящему сблизиться с другими людьми. Так он старается избежать привязанностей, а значит, и потерь. Но однажды во время путешествия с Элли он теряет контроль над ситуацией. Ему приходится полагаться на девочку, чтобы выжить. Посыл очевиден: выздоровление часто зависит от готовности доверять, полагаться на другого, даже если сама идея сближения поначалу пугает.

В игре есть и другие ситуации, в которых люди встречаются с тяжелой эмоциональной травмой. И пережить ее удается не всем. Мир «Одних из нас» безжалостен к людям и к их хрупким чувствам: любая привязанность может обернуться потерей. Элли ничего не может с этим сделать, ведь она всего лишь подросток. Но эта рациональная мысль не имеет отношения к чувствам вины и тоски, которые испытывает девочка. И на нее это в конечном счете влияет не меньше, чем травма Джоэла — на него.

Насилие ничего не решает

PlayStation

Насилие — неотъемлемая часть большинства игр. И неважно, приходится ли топтать грибы или отстреливать мутантов. Обычно герой кажется почти неуязвимым, а его противники — безликими. Это позволяет дистанцироваться от происходящего на экране и просто развлекаться. «Одни из нас» — не тот случай. Здесь на насилие предлагают взглянуть с пугающе малого расстояния. В открытую конфронтацию с врагами лучше не вступать: герой очень уязвим, ресурсов постоянно не хватает, оружие из подручных предметов работает плохо. Клаустрофобные бои не позволяют отвернуться от того, насколько насилие бессмысленно, уродливо и жестоко.

Но вопрос насилия одними драками не ограничивается: в игре речь идет и об их последствиях, и о том, как люди склонны себя оправдывать в такой ситуации. Дракманн подчеркивает, что Джоэл совершает чудовищные поступки, считая, что так велит отцовский долг. Герой убежден, что должен защитить Элли во что бы то ни стало. Ради блага девочки он готов решать, кому жить и кому умирать. В каком-то смысле эта готовность отражает механизмы действия и повстанцев, и военных, ради достижения великих целей пренебрегающих чьими-то интересами или даже жизнями. По словам Дракманна, в игре «Одни из нас. Часть II» со схожими моральными выборами сталкивается уже сама Элли. Но она это делает, чтобы восстановить справедливость, а не спасти кого-то.

Future is female

PlayStation

Джоэл — суровый взрослый мужчина, закаленный многочисленными передрягами, Элли — девочка-подросток. Вроде бы очевидно, кто из них сильнее, тем более что значительную часть времени игроку подконтролен Джоэл — и именно его навыки приходится использовать, чтобы выжить в опасном и непредсказуемом мире. Но и Элли — не просто девушка в беде, не ребенок, постоянно нуждающийся в опеке и защите. Она — яркий, самостоятельный и сильный персонаж. Элли более ловкая и гибкая, ей не так сложно забраться на высокий карниз, чтобы потом помочь Джоэлу проложить путь. В критической ситуации она готова защищать и оберегать более старшего и опытного напарника. Элли имеет собственное мнение и не стесняется его озвучивать, даже если оно не соответствует точке зрения Джоэла. Но главная сила героини «Одних из нас» — в ее человечности. Теплоты этой 14-летней девочки оказывается достаточно для того, чтобы растопить сердце циника под 50. В финале первой игры Джоэл, пожалуй, нуждается в обществе Элли гораздо больше, чем она — в его поддержке.

Тот факт, что в сиквеле именно Элли становится главным действующим лицом, только подчеркивает ее силу — теперь и физическую. Элли стала еще более подвижной и гибкой, поэтому зоны, которые ей предстоит исследовать, предоставляют больше возможностей для движения по вертикали. «Одни из нас. Часть II» — история Элли, ее путешествие, на протяжении которого девушке самой приходится разбираться с оппонентами и оберегать тех, кто нуждается в ее защите. И такие персонажи в жизни героини наверняка появятся, ведь даже в пугающем полуразрушенном мире она готова пойти на сближение с другим человеком. Это ли не еще один признак силы?

Природа все переживет

PlayStation

За прошедшие с момента катастрофы два десятка лет территория Соединенных Штатов преобразилась. На пути Джоэла и Элли попадаются и мрачные руины, но и там природа понемногу берет свое. Стены полуразрушенных домов оплетает плющ, на пустующих улицах разрастаются деревья и кустарники, брошенные на шоссе автомобили тонут в разнотравье. Более того, в города пробираются дикие животные — в том числе те, которые ранее тут не водились. Один из самых трогательных и запоминающихся эпизодов из первой части «Одних из нас» — тот, в котором герои неожиданно натыкаются на целое стадо жирафов в Солт-Лейк-Сити. Восторг и удивление Элли настолько убедительны, что ими невозможно не проникнуться.

Скорее всего, экологи не согласятся с тем, как Naughty Dog предпочитает показывать постапокалиптическое будущее, ведь деятельность человека травмирует Землю гораздо сильнее, чем кажется. За 20 лет безлюдья (и даже за четверть века: в сиквеле события разворачиваются через пять лет после первой встречи Элли и Джоэла) города вряд ли превратятся в зеленые зоны, скорее уж от них останутся горы индустриального мусора: Припять, например, стоит до сих пор. Но оптимизм дизайнеров и сценаристов можно понять: в «Одних из нас» есть очевидная параллель между выздоровлением изуродованных мегаполисов и восстановлением переживших тяжелейшие травмы людей. Сколько бы шрамов, душевных или физических, мы ни получили, жизнь продолжается, и у каждого из нас еще есть шанс.

Во второй части «Одних из нас» Элли пытается построить мирную жизнь, но потом происходит событие, которое полностью переворачивает ее мир. И ей приходится снова отправиться в путь, но на этот раз не для того, чтобы кого-то спасти, а чтобы добиться справедливости. Игра вышла 19 июня эксклюзивно для консоли PlayStation 4. Купить ее можно здесь.

Фото в анонсе — PlayStation