Что такое RealD 3D? Объясняем на примере фильма «Алита: Боевой ангел»
В мире более 40 тысяч кинотеатров, оборудованных для показа трехмерных фильмов. Примерно половина из них использует систему RealD 3D. C 14 февраля в этих кинозалах в России начнут показывать фантастический боевик «Алита: Боевой ангел» режиссера Роберта Родригеса (а продюсером и соавтором сценария выступил Джеймс Кэмерон). Компания RealD объясняет, как устроена технология современного 3D-кино и что стоит ожидать от этого фильма.
RealD — это целая цифровая система
Для зрителя просмотр в формате RealD 3D привычен: вы приходите в зал, надеваете 3D-очки и смотрите 3D-кино на большом экране. Файл с фильмом загружен на сервер — из него он попадает в проектор, а затем на экран в зале. Очки позволяют увидеть стереоэффект.
Именно так в RealD 3D будет показываться и «Алита: Боевой ангел». Фильм делали почти 20 лет — в основном студия дорабатывала визуальные эффекты. Сюжет картины основан на культовой манге, а ее бюджет огромен — 200 миллионов долларов. В фильме задействован звездный актерский состав, который возглавляют Роза Салазар (известна по «Американской истории ужасов»), Дженнифер Коннели («Оскар» за роль в «Играх разума»), Кристоф Вальц (два «Оскара» за «Джанго освобожденного» и «Бесславных ублюдков» — оба снял Тарантино) и Махершала Али («Оскар» за «Лунный свет»).
3D-эффекты начинаются со съемочной площадки
3D-фильмы снимают не так, как обычные. На площадке используются камеры с двумя объективами, расстояние между которыми такое же, как между глазами взрослого человека. Благодаря этому получается стереокартинка. В теории это могут быть стандартные кинокамеры, но для больших проектов разрабатывают специальные. Создатели «Алиты» использовали систему камер под названием Fusion. Ее придумал Джеймс Кэмерон еще для своего «Аватара», а затем слегка доработал.
Кэмерон, продюсер фильма «Алита», уже 30 лет считается главным в мире специалистом по производству фильмов с новаторскими спецэффектами. Помимо «Аватара» можно вспомнить его второго «Терминатора» и «Титаник». Кэмерон отлично умеет совмещать технологичность фильма с эмоциональной составляющей сюжета. А режиссер Родригес — эксперт по переложению комиксов на киноязык. Например, его «Город грехов» — одна из самых удачных подобных авантюр в истории Голливуда (не считая супергеройских картин).
Трехмерное изображение не может быть эффектным само по себе. Поэтому Родригес, Кэмерон и другие участники творческой команды заранее придумывают, в каком моменте рука героя будет тянуться «из экрана» и какие осколки при взрыве будут «лететь на зрителей».
3D-фильм попадает на экраны с помощью специальной техники
Сдвоенные камеры на съемочной площадке снимают одну и ту же сцену с двух ракурсов. Чтобы в зрительном зале левый глаз видел свою картинку, а правый свою, изображение из кинопроектора разделяется на два. Именно этим занимается поляризационная 3D-система RealD. Она поочередно проецирует на экран кадры для левого и правого глаза. За счет очень высокой скорости смены кадров (144 в секунду, притом что человеческий глаз обрабатывает только 25) изображение становится плавным, и зрители могут сконцентрироваться на сюжете.
К слову, о сюжете. В «Алите» мы попадаем в постапокалиптический мир будущего. Доктор Дайсон Идо (Вальц) находит на свалке останки девушки-киборга (Салазар), восстанавливает ее и называет Алитой в честь своей умершей дочери. Алита ничего не помнит о своей прошлой жизни, но постепенно понимает, что обладает уникальными боевыми навыками. Такие умения — очень кстати в жестоком мире будущего, но Идо не хочет, чтобы девушка развивала в себе эти способности. Ведь обычно это плохо заканчивается.
«Алита», с одной стороны, история про взросление, поиск идентичности и отношения с родителями. С другой — рассказ про социальное неравенство и попытки его преодолеть. А еще в ней много экшена, конечно же.
При просмотре в зале с RealD не кружится голова
Совсем давно 3D-кино смотрели в сине-красных очках — это был самый простой способ разделения двух картинок для левого и правого глаза. Но с такими очками сильно ухудшается цветопередача и изображение получается не таким объемным. Позже появилась более совершенная технология интерферентной фильтрации: каждому глазу показывались все цвета, но в слегка измененных непересекающихся диапазонах частот. Разница в цветовом восприятии для левого и правого глаза корректировалась специальными очками. Правда, при таком методе изображение на экране получалось слишком темное.
В кинозалах еще бывает 3D-технология линейной поляризации света — вертикальной и горизонтальной. Когда вы смотрите фильм в таком формате, при наклоне головы влево или вправо 3D-эффект теряется и изображение получается размытым.
Система RealD решает эти проблемы за счет использования круговой поляризации. Работает это так: перед объективом проектора установлен поляризационный светофильтр. Благодаря ему световой поток от кинопроектора поляризуется не линейно, а по кругу (по часовой стрелке для правого глаза, против часовой — для левого). Очки позволяют видеть каждым глазом только свою часть стереокартинки вне зависимости от наклона головы. В итоге смотреть фильм комфортнее: картинка получается ярче, контрастнее и не искажается, даже если вы прилегли на плечо соседу.
Джеймс Кэмерон является амбассадором RealD, поэтому технология отлично подойдет для просмотра его проекта. Критики, успевшие посмотреть фильм, отмечают детальную проработку мира будущего и изобретательное использование 3D-элементов.
Спецэффекты делала компания Питера Джексона
Визуальные эффекты для «Алиты» делали сразу три студии — Weta Digital, DNEG и Framestore. Первую из них основал Питер Джексон, и там создавались спецэффекты для трилогий «Властелин колец» и «Хоббит» (вообще у студии целых шесть «Оскаров» за визуальные эффекты). Судя по трейлерам и первым отзывам, в «Алите» есть два захватывающих элемента. Первый — это вымышленный вид спорта под названием моторбол (не путать с реально существующим мотоболом). Это что-то вроде смеси гонок, паркура и боев для киборгов, а еще главный социальный лифт в мире будущего — победители могут разбогатеть и стать знаменитыми.
Второй момент — это глаза главной героини. Они неестественно большие, как и полагается персонажам манги. Лицо актрисы Розы Салазар снималось с помощью технологии захвата изображения, а глаза отдельно генерировались с помощью компьютеров. Их, кстати, дорабатывали уже после выхода первого трейлера по настоянию Кэмерона.
Захват изображения применялся и в других сценах. На актеров крепили десятки датчиков и снимали их в специально выстроенных схематичных декорациях. Они помогали актерам лучше чувствовать пространство сцены и двигаться более естественно. Прямо на площадке располагались экраны, на которых участники съемок в реальном времени видели уже готовую картинку, будто попадали в компьютерную игру. А режиссер Родригес, управляя всем действом, еще и играл на акустической гитаре, подсказывая актерам темп и отмечая мелодией самые драматичные моменты.
Фильм «Алита: Боевой ангел» начнут показывать во всех российских залах в формате RealD 3D с 14 февраля. Посмотреть расписание и купить билеты можно здесь.