Перейти к материалам
истории

«Mamma Mia! 2»: приторный мюзикл с неочевидными песнями ABBA — и с Шер вместо Мэрил Стрип

Источник: Meduza
Universal Pictures

В российский прокат выходит фильм Ола Паркера «Mamma Mia! 2» — продолжение мюзикла 2008 года с песнями группы ABBA. Главные роли в нем исполнили Аманда Сейфрид и Лили Джеймс, а Мэрил Стрип, сыгравшая ключевого персонажа в предыдущей части, в фильме почти не появляется. Кинокритик «Медузы» Антон Долин считает, что картина понравится в первую очередь поклонникам первой «Mamma Mia!» — остальные, возможно, оценят ретро-атмосферу фильма, несколько музыкальных номеров и выдающееся камео Стеллана Скарсгарда.

Если вы влюбились в первую «Mamma Mia!» Филлиды Ллойд десять лет назад, то все равно пойдете смотреть продолжение и получите от этого процесса удовольствие, как бы вас ни отговаривали. Если тот мюзикл показался вам надуманным, слащавым и избыточно оптимистичным, на вторую часть вас не затащить. Так что поле для обсуждения тут заведомо ограниченное. Но кое-что важное о «Mamma Mia! 2» сказать можно. 

Во-первых, минималистичный сюжет о девушке с веселой гулякой-матерью и тремя возможными отцами и в первой картине был растянут до полного метра исключительно за счет песен. Здесь же сюжет отсутствует в принципе. С точки зрения интриги фильм устроен так, что мог бы служить полнометражным dvd-бонусом к первой части. 

Действие разворачивается в двух пластах — современном и историческом. В настоящем Софи (все та же Аманда Сейфрид) готовит к открытию после ремонта основанную ее матерью гостиницу и ждет на праздник троих папаш и мужа. Строго говоря, ничем, кроме ожидания, ее (и зрительское) время не занято. Это ожидание скрашивают воспоминания о шальной юности мамаши Донны — и том самом зачатии Софи, о котором так много говорилось в предыдущей серии. А здесь его показывают, хоть и со всем приличествующим голливудским целомудрием. 

Universal Pictures Russia

Все важное произошло в первой «Mamma Mia!», и вторая прилежно закрепляет пройденный материал. Серьезных сдвигов в фабуле всего два. Один из них — смерть Донны, героини Мэрил Стрип, на которой и держался предыдущий фильм (логичен был бы вывод об отказе дивы сниматься в очевидно пустячном сиквеле, но нет, она появится во флешбеках и споет пару-другую куплетов). Другой — кульминация, которую, во избежание спойлеров, скроем от читателей.

Во-вторых, пришедший на смену Ллойд режиссер Ол Паркер (более всего известный как сценарист двух серий «Отеля Мэриголд») не случайно использовал структуру «Крестного отца II» — пожалуй, наиболее респектабельного и удачного сиквела в истории американского кино. Самое интересное происходит в прошлом, и атмосфера ретро служит самоценным аттракционом, даже вне толкового сюжета. Тем более, что и песни ABBA значительно уместнее звучат в антураже лихих 1970-х. Три бойфренда-красавца юной Донны в равной степени привлекательны и невыразительны — как только из таких могли вырасти Пирс Броснан, Стеллан Скарсгард и Колин Ферт? — зато сама героиня удалась на славу. Улыбчивая, лукавая и певучая Лили Джеймс в роли живого воплощения диско-эпохи не менее органична, чем в качестве Золушки или Наташи Ростовой. Она — главное приобретение и богатство фильма. 

Universal Pictures

Наконец, в-третьих, все-таки лучшие и наиболее подходящие для выстраивания последовательного нарратива песни шведского квартета уже были использованы в первой серии. Увы. Или солисты ABBA Бенни Андерссон и Бьорн Ульвеус подошли к подбору подходящих хитов менее ответственно, чем прежде. В «Mamma Mia! 2» есть несколько сильных музыкальных номеров (хотя хореография в них, в лучшем случае, тривиальная): прежде всего, боевитая костюмированная «Waterloo» и нежнейшая «Fernando», вызвавшая к жизни отдельного персонажа — сурового и романтичного пожилого мачо, которого сыграл Энди Гарсиа. Но ставка на такие песни, как «Iʼve Been Waiting for You» или «My Love, My Life» явно была сделана ошибочно. Не то чтобы они были плохи сами по себе — просто по-настоящему увлечь зрителя и убедить его подпевать не в состоянии. Вероятно, авторы фильма почувствовали это сами и вынужденно вернулись к уже звучавшим в первой части беспроигрышным «Dancing Queen» и, собственно, «Mamma Mia». 

В этом нет решительно ничего плохого. Море, солнце, Греция, много музыки и танцев, вина и еды, любви и тепла. Искусственная бодрость, пожалуй, лучше естественной депрессии. В конце изнурительного лета, отнюдь не баловавшего хорошими фильмами, «Mamma Mia! 2» — заслуженный десерт: сладкий до умопомрачения и успокаивающий нервы. И даже явление Шер в роли бабушки, громко распевающей хиты ABBA (ей дали самые ударные, иначе поступить не посмели), почти не раздражает. Один абсурдный момент в фильме и вовсе хорош без скидок: неожиданное явление брата-близнеца героя Скарсгарда, сыгранного им же. Правда, длится эпизод меньше минуты, и это немного обидно. Лучше бы сократили песни: есть у Швеции и другие культурные достижения, кроме ABBA. 

Антон Долин